ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
19
131411121
12131113
241213121
23121314
121414121
13141114
142311141
11131114
131412131
13241113
131212141
12131214
Из схемы видно, что в 12 строках этого лермонтовского текста
нет ни одного полного ритмического повтора!
Более точный (но и более сложный) анализ синтаксической
ударности и её роли в стихе предусматривает учёт распределения
ударений разного «веса» в компонентах актуального членения − те-
ме и реме. В школьном курсе русского языка в обычных, «непро-
фильных» классах актуальное членение предложения не изучается,
и такой анализ потребовал бы слишком обширных дополнительных
комментариев для школьника. Однако интересующимся можно по-
рекомендовать работы автора этих строк
16
.
16
Осипов Б. И. К вопросу о ритмической организации стихотворений
К. Д. Бальмонта. (Взаимодействие словесных и синтаксических ударений) //
К. Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994. С. 99−105; Он же. «Зимнее утро»:
взгляд лингвиста на стереотипы оценки стихотворного ритма // Пушкинский аль-
манах. Омск, 1998. Вып. 1. С. 83−91.
20
§ 4. Русский акцентный стих
Акцентный (чисто тонический) стих представлен в двух резко
различающихся по своим стиховым особенностям сферах русской
поэзии: с одной стороны − в фольклоре, с другой − в поэзии предок-
тябрьской и послеоктябрьской поры, преимущественно в стихах
публицистического, гражданского звучания.
Акцентный характер русского народного стиха первым заме-
тил и оценил в начале XIX в. А. Х. Востоков. Он указал, что осно-
вой ритма в стихе русского фольклора является не слог, как в сил-
лабике, и не стопа, как в силлаботонике, а «прозодический пери-
од»
17
(синтагма, если употреблять современный нам термин). Из
крупных поэтов XIX в. фольклорную систему стихосложения более
или менее активно использовал только А. Пушкин («Сказка о рыба-
ке и рыбке», некоторые «Песни западных славян» и ряд других сти-
хов). У М. Лермонтова мы найдём имитацию народного стиха лишь
в «Песне про купца Калашникова», а вот Н. Некрасов, столь близ-
кий фольклору по тематике и идейной направленности своей по-
эзии, в смысле стиха обнаруживает удивительную приверженность
к силлаботоническим метрам.
Впрочем, акцентный характер русского народного стиха при-
нимается не всеми учёными, но мы не имеем возможности излагать
здесь полемику по этому вопросу, а интересующихся отсылаем к
литературе
18
.
Более единодушно термин «акцентный стих» применяется к
той системе, которая сложилась в письменной русской поэзии нача-
ла ХХ в. и наиболее полно и ярко представлена у В. Маяковского.
17
Востоков А. Х. Опыт о русском стихосложении. 2-е изд. СПб., 1817. С. 105.
18
См. прежде всего: Штокмар М. П. Исследования в области русского народ-
ного стихосложения. М., 1952.
131411121 121414121 131412131 12131113 13141114 13241113 241213121 142311141 131212141 23121314 11131114 12131214 § 4. Русский акцентный стих Из схемы видно, что в 12 строках этого лермонтовского текста нет ни одного полного ритмического повтора! Более точный (но и более сложный) анализ синтаксической Акцентный (чисто тонический) стих представлен в двух резко ударности и её роли в стихе предусматривает учёт распределения различающихся по своим стиховым особенностям сферах русской ударений разного «веса» в компонентах актуального членения − те- поэзии: с одной стороны − в фольклоре, с другой − в поэзии предок- ме и реме. В школьном курсе русского языка в обычных, «непро- тябрьской и послеоктябрьской поры, преимущественно в стихах фильных» классах актуальное членение предложения не изучается, публицистического, гражданского звучания. и такой анализ потребовал бы слишком обширных дополнительных Акцентный характер русского народного стиха первым заме- комментариев для школьника. Однако интересующимся можно по- тил и оценил в начале XIX в. А. Х. Востоков. Он указал, что осно- рекомендовать работы автора этих строк16. вой ритма в стихе русского фольклора является не слог, как в сил- лабике, и не стопа, как в силлаботонике, а «прозодический пери- од»17 (синтагма, если употреблять современный нам термин). Из крупных поэтов XIX в. фольклорную систему стихосложения более или менее активно использовал только А. Пушкин («Сказка о рыба- ке и рыбке», некоторые «Песни западных славян» и ряд других сти- хов). У М. Лермонтова мы найдём имитацию народного стиха лишь в «Песне про купца Калашникова», а вот Н. Некрасов, столь близ- кий фольклору по тематике и идейной направленности своей по- эзии, в смысле стиха обнаруживает удивительную приверженность к силлаботоническим метрам. Впрочем, акцентный характер русского народного стиха при- нимается не всеми учёными, но мы не имеем возможности излагать здесь полемику по этому вопросу, а интересующихся отсылаем к литературе18. Более единодушно термин «акцентный стих» применяется к той системе, которая сложилась в письменной русской поэзии нача- ла ХХ в. и наиболее полно и ярко представлена у В. Маяковского. 16 Осипов Б. И. К вопросу о ритмической организации стихотворений К. Д. Бальмонта. (Взаимодействие словесных и синтаксических ударений) // 17 К. Бальмонт и мировая культура. Шуя, 1994. С. 99−105; Он же. «Зимнее утро»: Востоков А. Х. Опыт о русском стихосложении. 2-е изд. СПб., 1817. С. 105. 18 взгляд лингвиста на стереотипы оценки стихотворного ритма // Пушкинский аль- См. прежде всего: Штокмар М. П. Исследования в области русского народ- манах. Омск, 1998. Вып. 1. С. 83−91. ного стихосложения. М., 1952. 19 20
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »