ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
21
О стихе В. Маяковского и его последователей написано нема-
ло, но не всё написанное равноценно, хуже того: встречаются со-
вершенно некомпетентные работы, особенно среди рассчитанных на
широкого читателя. Поэтому от некоторых работ на эту тему учите-
лей приходится просто предостеречь. Сюда относится прежде всего
книга И. Гуторова «Поэтическое мастерство Маяковского»
19
, в ко-
торой содержатся совершенно анекдотические высказывания (вроде
того, что Маяковский писал четверостишиями только до Октября и
т. п.)
20
и которая вообще могла появиться в свет лишь в обстановке
того глубокого застоя, какой испытывало в 30-х − начале 50-х годов
наше стиховедение. Но и полезные в целом работы о Маяковском
содержат подчас элементарные ошибки. Так, например, в статье
А. С. Карпова «Ритмическая организация стиха»
21
особенности то-
нического стиха иллюстрируются стихотворением Маяковского
«Юбилейное». Стихотворение же это написано... хореем, то есть
силлаботоническим, а не чисто тоническим стихом. Эта ошибка по-
вторена А. С. Карповым и в статье «Акцентный стих» в неодно-
кратно переиздававшемся «Словаре литературоведческих терми-
нов»
22
. И даже в такой отличной работе, как статья В. А. Никонова
«Ритмика Маяковского»
23
, в число тонических стихотворений
включено хореическое «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».
В какой-то мере исследователей сбивает с толку сам Маяков-
ский, полемически заостряя своё пренебрежение к «ямбам и хоре-
19
Гуторов И. Поэтическое мастерство Маяковского. М., 1950.
20
Ср., впрочем, не менее нелепое утверждение современного пособия о том,
будто В. Маяковскому свойствен «отказ от строфы как более крупного членения
стихотворного текста на равные отрезки» и что это будто бы «можно наблюдать,
например, в стихотворении «Послушайте!» (см. упоминавшуюся уже методиче-
скую разработку: Русская литература ХХ века: 11 класс / Под ред. В. В. Агеносова.
М., 2000. С. 98). В действительности «Послушайте!», как и большинство стихотво-
рений Маяковского написано четверостишиями, то есть наиболее традиционной
строфой русской поэзии. Правда, Маяковский обычно не отделяет строфу от стро-
фы пробельной строкой, но это факт письма, а не языка.
21
Карпов А. С. Ритмическая организация стиха // Изучение стихосложения в
школе. М., 1960.
22
Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева и
С. В. Тураева. М., 1974 (и след. изд.).
23
Никонов В. А. Ритмика Маяковского // Вопросы литературы. 1958. № 7.
22
ям» и толкующий об особенностях своей ритмики в статье «Как де-
лать стихи»
24
на примере стихотворения «Сергею Есенину», напи-
санного... опять-таки хореем. Встречаются в работах о стихе Мая-
ковского и случаи неверной разбивки на строки, и простодушное
приравнивание границы подстрочия («лесенки») к паузе
25
, и другие
ошибки. А поскольку поэзия Маяковского подробно изучается в
школе и учителю необходимо разобраться в его стихе, мы остано-
вимся на этой проблеме подробнее.
Одну из первых по времени попыток разобраться в стихе
Маяковского и его сподвижников предпринял В. Я. Брюсов. Теория
Брюсова заключалась в том, что Маяковский применяет те же клас-
сические стопы, только они на протяжении строки всё время меня-
ются
26
. Но при таком подходе вообще стирается разница стиха и
прозы: ведь постоянно меняющиеся стопы можно найти в любом
прозаическом тексте, дела это не проясняет. Теория эта не встретила
поддержки.
В 20-х годах ХХ в. появляются работы Р. О. Якобсона,
В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, в которых высказывается
мысль, что акцентный стих основан на равном количестве ударений
в строке. В огрублённом и упрощённом виде это представление во-
шло во все учебники и повторяется с небольшими вариациями до
сих пор.
Действительно, среди стихов Маяковского и других поэтов-
«тоников» есть такие, в которых число слов, а значит, и словесных
ударений одинаково в каждой строке.
Сюда относится, например, «Левый марш». Здесь каждая
строка содержит 3 слова (не считая безударных служебных). Ис-
ключение составляют следующие 4 строки: 1) Разворачивайтесь в
марше! 2−3) За океаны! Или | у броненосцев на рейде...
4) ...пролетариата пальцы! Но в длинных словах 1-й и 4-й строк
возникает как бы добавочное ударение, к тому же вполне естествен-
24
Статья эта, написанная в 1926 г., неоднократно перепечатывалась в собраниях
сочинений поэта. См., напр.: Маяковский В. В. Сочинения в 2 томах. М., 1988. Т. 2.
С. 664−697.
25
Эту последнюю ошибку допускает, например, Б. П. Гончаров. См.: Гонча-
ров Б. П. Поэтика Маяковского. М., 1983.
26
Брюсов В. Я. Указ. соч. С. 127.
О стихе В. Маяковского и его последователей написано нема- ям» и толкующий об особенностях своей ритмики в статье «Как де- ло, но не всё написанное равноценно, хуже того: встречаются со- лать стихи»24 на примере стихотворения «Сергею Есенину», напи- вершенно некомпетентные работы, особенно среди рассчитанных на санного... опять-таки хореем. Встречаются в работах о стихе Мая- широкого читателя. Поэтому от некоторых работ на эту тему учите- ковского и случаи неверной разбивки на строки, и простодушное лей приходится просто предостеречь. Сюда относится прежде всего приравнивание границы подстрочия («лесенки») к паузе25, и другие книга И. Гуторова «Поэтическое мастерство Маяковского»19, в ко- ошибки. А поскольку поэзия Маяковского подробно изучается в торой содержатся совершенно анекдотические высказывания (вроде школе и учителю необходимо разобраться в его стихе, мы остано- того, что Маяковский писал четверостишиями только до Октября и вимся на этой проблеме подробнее. т. п.)20 и которая вообще могла появиться в свет лишь в обстановке Одну из первых по времени попыток разобраться в стихе того глубокого застоя, какой испытывало в 30-х − начале 50-х годов Маяковского и его сподвижников предпринял В. Я. Брюсов. Теория наше стиховедение. Но и полезные в целом работы о Маяковском Брюсова заключалась в том, что Маяковский применяет те же клас- содержат подчас элементарные ошибки. Так, например, в статье сические стопы, только они на протяжении строки всё время меня- А. С. Карпова «Ритмическая организация стиха»21 особенности то- ются26. Но при таком подходе вообще стирается разница стиха и нического стиха иллюстрируются стихотворением Маяковского прозы: ведь постоянно меняющиеся стопы можно найти в любом «Юбилейное». Стихотворение же это написано... хореем, то есть прозаическом тексте, дела это не проясняет. Теория эта не встретила силлаботоническим, а не чисто тоническим стихом. Эта ошибка по- поддержки. вторена А. С. Карповым и в статье «Акцентный стих» в неодно- В 20-х годах ХХ в. появляются работы Р. О. Якобсона, кратно переиздававшемся «Словаре литературоведческих терми- В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, в которых высказывается нов»22. И даже в такой отличной работе, как статья В. А. Никонова мысль, что акцентный стих основан на равном количестве ударений «Ритмика Маяковского»23, в число тонических стихотворений в строке. В огрублённом и упрощённом виде это представление во- включено хореическое «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». шло во все учебники и повторяется с небольшими вариациями до В какой-то мере исследователей сбивает с толку сам Маяков- сих пор. ский, полемически заостряя своё пренебрежение к «ямбам и хоре- Действительно, среди стихов Маяковского и других поэтов- «тоников» есть такие, в которых число слов, а значит, и словесных ударений одинаково в каждой строке. 19 Гуторов И. Поэтическое мастерство Маяковского. М., 1950. Сюда относится, например, «Левый марш». Здесь каждая 20 Ср., впрочем, не менее нелепое утверждение современного пособия о том, будто В. Маяковскому свойствен «отказ от строфы как более крупного членения строка содержит 3 слова (не считая безударных служебных). Ис- стихотворного текста на равные отрезки» и что это будто бы «можно наблюдать, ключение составляют следующие 4 строки: 1) Разворачивайтесь в например, в стихотворении «Послушайте!» (см. упоминавшуюся уже методиче- марше! 2−3) За океаны! Или | у броненосцев на рейде... скую разработку: Русская литература ХХ века: 11 класс / Под ред. В. В. Агеносова. 4) ...пролетариата пальцы! Но в длинных словах 1-й и 4-й строк М., 2000. С. 98). В действительности «Послушайте!», как и большинство стихотво- возникает как бы добавочное ударение, к тому же вполне естествен- рений Маяковского написано четверостишиями, то есть наиболее традиционной строфой русской поэзии. Правда, Маяковский обычно не отделяет строфу от стро- 24 фы пробельной строкой, но это факт письма, а не языка. Статья эта, написанная в 1926 г., неоднократно перепечатывалась в собраниях 21 Карпов А. С. Ритмическая организация стиха // Изучение стихосложения в сочинений поэта. См., напр.: Маяковский В. В. Сочинения в 2 томах. М., 1988. Т. 2. школе. М., 1960. С. 664−697. 22 25 Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева и Эту последнюю ошибку допускает, например, Б. П. Гончаров. См.: Гонча- С. В. Тураева. М., 1974 (и след. изд.). ров Б. П. Поэтика Маяковского. М., 1983. 23 26 Никонов В. А. Ритмика Маяковского // Вопросы литературы. 1958. № 7. Брюсов В. Я. Указ. соч. С. 127. 21 22
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »