Русские стиховые системы. Осипов Б.И. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

17
Из других моментов, связанных с анализом силлаботоники,
хотелось бы обратить внимание на нежелательность термина «воль-
ный стих» в применении к стиховой системе басен И. Крылова и
«Горя от ума» А. Грибоедова: в современной поэзии под вольным,
свободным стихом, верлибром понимается нечто другое. Правда,
термин «разностопный», применяемый к указанному типу стиха
взамен термина «вольный», не очень удачен по своей этимологии: в
стихе типа крыловского не разные стопы, а разное их количество,
стопа же постоянно ямбическая. Но всё же этот второй термин бо-
лее однозначен и потому предпочтительнее.
Ну, и наконец важное и в общем-то элементарное, но часто
не выполняемое условие анализа ритмики заключается в том, чтобы
не сводить ритмику к метру. Указать, что стихотворение А. Пушки-
на «Я помню чудное мгновенье...» написано четырёхстопным ямбом
с перекрёстным расположением мужских и женских рифм, ещё не
значит дать анализ ритма этого произведения; ведь то же самое
можно отнести и к лермонтовскому «Парусу», и к тютчевскому
«Люблю грозу в начале мая...», и к блоковскому «Вися над городом
всемирным...», и к массе других стихов, резко различных по своей
ритмической индивидуальности. В отличие от абстрактного метра,
который составляет лишь основу, скелет ритма, реальный ритм
включает и соотношение между границами фраз и границами строк
и строф; соотношения между границами слов и стоп; конкретное
расположение словесных и логических ударений в каждой строке и
фразе; наконец, наличие или отсутствие рефренов, анафор, синтак-
сического параллелизма и других проявлений повторности.
Блестящие образцы анализа ритмики конкретных произведе-
ний классической русской литературы можно найти в работах таких
учёных, как Б. М. Эйхенбаум
12
, Л. В. Щерба
13
, В. Е. Холшевников
14
,
М. Л. Гаспаров
15
и др.
12
Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // О лирике. М., 1959.
13
Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспо-
минание» Пушкина; II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с её немецким прототи-
пом // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
14
Мысль, вооружённая рифмами: Поэтическая антология из истории русского
стиха / Сост., автор статей и примечаний Холшевников В. Е. Л., 1984.
15
Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
18
К сожалению, мало изучен в стиховедении вопрос об учёте
той роли, которую играют в реальной ритмике стихотворного текста
синтаксические ударения тактовые (синтагматические) и фразо-
вые (в школе их обычно называют логическими). Между тем роль
их очень велика. Кстати, она сказывается и в организации стопы.
Например, слово он всегда сохраняет своё словесное ударение (ина-
че бы произносилось ан, как в предлоге произносится ат, а не от).
Но если рядом стоит слог, на который падает ударение слова, выде-
ляемого синтаксически, то есть логически ударного, то местоимение
он может играть роль безударного элемента стопы. Ср. это слово в
таких строках А. Пушкина, как Стоял Он, дум великих полн, но: И
думал Он: «Отсель грозить мы будем шведу...» В последнем случае
слово он стоит рядом с безударным слогом и играет роль ударного
элемента ямбической стопы. Это касается и любого другого одно-
сложного слова: рядом с ударным слогом слова, находящегося под
логическим ударением, оно воспринимается как безударный, а ря-
дом с безударным слогом как ударный слог в стопе. Но для пони-
мания реального ритма важно учесть расположение логических уда-
рений и на всех других словах. Это позволит увидеть большое раз-
нообразие реальной ритмики при сходстве метрики даже в неболь-
шом тексте.
Рассмотрим небольшой пример ритм стихотворения
М. Лермонтова «Парус». Если учитывать только словесные ударе-
ния, то окажется, что повторяется ритмический рисунок: а) 1-й
строки и 7-й: б) 2-й, 6-й и 10-й; в) 3-й, 5-й, 9-й и 11-й; г) 4-й и 12-й.
Лишь 8-я строка ритмически своеобразна. Гораздо большее разно-
образие и богатство ритмического рисунка обнаружится в том слу-
чае, если будут учтены также и логические ударения (фразовые, то
есть выделение главного слова в предложении, и тактовые выде-
ление слова в минимальной синтаксической группе).
Если мы обозначим безударный слог символом 1, ударный
слог слова, не несущего логического ударения символом 2, такой
же слог слова под тактовым ударением символом 3, а под фразо-
вым символом 4, то ритмическая схема стихотворения будет вы-
глядеть так:
      Из других моментов, связанных с анализом силлаботоники,
хотелось бы обратить внимание на нежелательность термина «воль-                          К сожалению, мало изучен в стиховедении вопрос об учёте
ный стих» в применении к стиховой системе басен И. Крылова и                       той роли, которую играют в реальной ритмике стихотворного текста
«Горя от ума» А. Грибоедова: в современной поэзии под вольным,                     синтаксические ударения − тактовые (синтагматические) и фразо-
свободным стихом, верлибром понимается нечто другое. Правда,                       вые (в школе их обычно называют логическими). Между тем роль
термин «разностопный», применяемый к указанному типу стиха                         их очень велика. Кстати, она сказывается и в организации стопы.
взамен термина «вольный», не очень удачен по своей этимологии: в                   Например, слово он всегда сохраняет своё словесное ударение (ина-
стихе типа крыловского не разные стопы, а разное их количество,                    че бы произносилось ан, как в предлоге произносится ат, а не от).
стопа же постоянно ямбическая. Но всё же этот второй термин бо-                    Но если рядом стоит слог, на который падает ударение слова, выде-
лее однозначен и потому предпочтительнее.                                          ляемого синтаксически, то есть логически ударного, то местоимение
      Ну, и наконец − важное и в общем-то элементарное, но часто                   он может играть роль безударного элемента стопы. Ср. это слово в
не выполняемое условие анализа ритмики заключается в том, чтобы                    таких строках А. Пушкина, как Стоял Он, дум великих полн, но: И
не сводить ритмику к метру. Указать, что стихотворение А. Пушки-                   думал Он: «Отсель грозить мы будем шведу...» В последнем случае
на «Я помню чудное мгновенье...» написано четырёхстопным ямбом                     слово он стоит рядом с безударным слогом и играет роль ударного
с перекрёстным расположением мужских и женских рифм, − ещё не                      элемента ямбической стопы. Это касается и любого другого одно-
значит дать анализ ритма этого произведения; ведь то же самое                      сложного слова: рядом с ударным слогом слова, находящегося под
можно отнести и к лермонтовскому «Парусу», и к тютчевскому                         логическим ударением, оно воспринимается как безударный, а ря-
«Люблю грозу в начале мая...», и к блоковскому «Вися над городом                   дом с безударным слогом − как ударный слог в стопе. Но для пони-
всемирным...», и к массе других стихов, резко различных по своей                   мания реального ритма важно учесть расположение логических уда-
ритмической индивидуальности. В отличие от абстрактного метра,                     рений и на всех других словах. Это позволит увидеть большое раз-
который составляет лишь основу, скелет ритма, реальный ритм                        нообразие реальной ритмики при сходстве метрики даже в неболь-
включает и соотношение между границами фраз и границами строк                      шом тексте.
и строф; соотношения между границами слов и стоп; конкретное                             Рассмотрим небольшой пример − ритм стихотворения
расположение словесных и логических ударений в каждой строке и                     М. Лермонтова «Парус». Если учитывать только словесные ударе-
фразе; наконец, наличие или отсутствие рефренов, анафор, синтак-                   ния, то окажется, что повторяется ритмический рисунок: а) 1-й
сического параллелизма и других проявлений повторности.                            строки и 7-й: б) 2-й, 6-й и 10-й; в) 3-й, 5-й, 9-й и 11-й; г) 4-й и 12-й.
      Блестящие образцы анализа ритмики конкретных произведе-                      Лишь 8-я строка ритмически своеобразна. Гораздо большее разно-
ний классической русской литературы можно найти в работах таких                    образие и богатство ритмического рисунка обнаружится в том слу-
учёных, как Б. М. Эйхенбаум12, Л. В. Щерба13, В. Е. Холшевников 14,                чае, если будут учтены также и логические ударения (фразовые, то
М. Л. Гаспаров15 и др.                                                             есть выделение главного слова в предложении, и тактовые − выде-
                                                                                   ление слова в минимальной синтаксической группе).
   12
      Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // О лирике. М., 1959.         Если мы обозначим безударный слог символом 1, ударный
   13
      Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспо-       слог слова, не несущего логического ударения − символом 2, такой
минание» Пушкина; II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с её немецким прототи-
пом // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
                                                                                   же слог слова под тактовым ударением − символом 3, а под фразо-
   14
      Мысль, вооружённая рифмами: Поэтическая антология из истории русского        вым − символом 4, то ритмическая схема стихотворения будет вы-
стиха / Сост., автор статей и примечаний Холшевников В. Е. Л., 1984.               глядеть так:
   15
      Гаспаров М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М., 1974.
                                      17                                                                              18