Русские стиховые системы. Осипов Б.И. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

15
Вот незатейливый, но любопытный пример из современной
польской детской поэзии стихотворение В. Хотомской «Indу
Индюк»):
Indyk glośno gugloce:
Daj mi złota karocę!
Na co ti karoca? Po co?
Będę jeździł tą karocą,
Bo ja jestem wielki król,
Król podwórka Gulgulgul!
10
Это, вообще говоря, хорей, но слова gugloce и karocę имеют
нехореическое ударение на чётном (6-м в строке) слоге причём это
рифмующиеся слова! Это практически невозможно по-русски по-
лучилось бы что-то вроде:
Тише, Танечка, тише:
Вон твой мячик в камыше!
Нечто подобное получилось у одной четырёхлетней поэтессы,
изложившей в стихах детсадовские впечатления:
Солнце светит в туалете,
На горшок садятся дети.
С ними нянечка стоит,
Разговарива-ит.
Но в последнем слове здесь растянуты слоги, слово поётся. И
в «настоящих» песнях встречается нечто подобное (ср. рифму в по-
пулярной когда-то фронтовой песне: Я уходил тогда в поход / в да-
лёкие края. / Платком махнула у ворот / моя любима-я). В песне
длительность слога определяется мелодией, а не ударением, то есть
дело опять-таки в «равноправии» ударных и безударных слогов.
10
Индюк громко курлычет: «Дай мне золотую карету!» «Зачем тебе карета?
Для чего?» «Буду ездить в той карете, потому что я великий король король под-
ворья Гульгульгуль!».
16
§ 3. Русский силлаботонический стих
Силлаботонический стих относится в общем к наиболее изу-
ченным явлениям русской версификации, тем не менее ряд важных
моментов мы должны уточнить и в этой области.
До сих пор в школе даётся огрублённое и неточное понятие о
классических стихотворных метрах. Многие учителя ограничивают-
ся тем, что приводят определения стоп (хорея, ямба, дактиля, ам-
фибрахия, анапеста) и не обращают внимания на то, как реально
выглядят указанные метры в строке. Между тем на важность строки
как ритмической единицы в русском классическом стихе ещё в 30-х
годах ХХ в. указывал Л. И. Тимофеев
11
. Ему принадлежит важное
уточнение в определении классических метров: ямб, например, он
определяет как размер, при котором ударения падают на чётные
слоги строки (необязательно на все чётные, но обязательно на чёт-
ные); хорей как размер с ударением на нечётных слогах; дактиль
с ударением через два слога на третьем, начиная с 1-го; амфибрахий
так же, но начиная со 2-го; дактиль с 3-го слога (опять-таки
ударность каждого из указанных слогов необязательна, но каждое
ударение приходится на один из этих слогов).
Правда, едва ли можно согласиться с полным отказом от по-
нятия стопы при анализе русского классического стиха: ясно, что
слог как элемент стопы играет в силлаботонике определённую роль,
и тот факт, что мы говорим не слогами, а словами, этой роли не оп-
ровергает.
Но, несмотря на этот спорный момент, подход Л. И. Тимофее-
ва помогает понять, как создаётся в строфе ритмическая инерция,
«установка» на ямб или на хорей, на дактиль или иной метр при от-
сутствии сплошной повторяемости одинаковых стоп в реальных
стихах: в каждой отдельной строке ударения могут располагаться
по-разному, но в пределах строфы, при повторении строк, слух
улавливает общую закономерность.
11
Тимофеев Л. И. Стих и проза. М., 1938.
     Вот незатейливый, но любопытный пример из современной
польской детской поэзии − стихотворение В. Хотомской «Indуk»
(«Индюк»):

                        Indyk glośno gugloce:                                                       § 3. Русский силлаботонический стих
                        − Daj mi złota karocę!
                        − Na co ti karoca? Po co?
                        − Będę jeździł tą karocą,                                         Силлаботонический стих относится в общем к наиболее изу-
                        Bo ja jestem wielki król,                                   ченным явлениям русской версификации, тем не менее ряд важных
                        Król podwórka Gulgulgul!10                                  моментов мы должны уточнить и в этой области.
                                                                                          До сих пор в школе даётся огрублённое и неточное понятие о
     Это, вообще говоря, хорей, но слова gugloce и karocę имеют                     классических стихотворных метрах. Многие учителя ограничивают-
нехореическое ударение на чётном (6-м в строке) слоге − причём это                  ся тем, что приводят определения стоп (хорея, ямба, дактиля, ам-
рифмующиеся слова! Это практически невозможно по-русски − по-                       фибрахия, анапеста) и не обращают внимания на то, как реально
лучилось бы что-то вроде:                                                           выглядят указанные метры в строке. Между тем на важность строки
                                                                                    как ритмической единицы в русском классическом стихе ещё в 30-х
                        Тише, Танечка, тише:                                        годах ХХ в. указывал Л. И. Тимофеев11. Ему принадлежит важное
                        Вон твой мячик в камыше!                                    уточнение в определении классических метров: ямб, например, он
                                                                                    определяет как размер, при котором ударения падают на чётные
     Нечто подобное получилось у одной четырёхлетней поэтессы,                      слоги строки (необязательно на все чётные, но обязательно на чёт-
изложившей в стихах детсадовские впечатления:                                       ные); хорей − как размер с ударением на нечётных слогах; дактиль −
                        Солнце светит в туалете,                                    с ударением через два слога на третьем, начиная с 1-го; амфибрахий
                        На горшок садятся дети.                                     − так же, но начиная со 2-го; дактиль − с 3-го слога (опять-таки
                        С ними нянечка стоит,                                       ударность каждого из указанных слогов необязательна, но каждое
                        Разговарива-ит.                                             ударение приходится на один из этих слогов).
                                                                                          Правда, едва ли можно согласиться с полным отказом от по-
      Но в последнем слове здесь растянуты слоги, слово поётся. И                   нятия стопы при анализе русского классического стиха: ясно, что
в «настоящих» песнях встречается нечто подобное (ср. рифму в по-                    слог как элемент стопы играет в силлаботонике определённую роль,
пулярной когда-то фронтовой песне: Я уходил тогда в поход / в да-                   и тот факт, что мы говорим не слогами, а словами, этой роли не оп-
лёкие края. / Платком махнула у ворот / моя любима-я). В песне                      ровергает.
длительность слога определяется мелодией, а не ударением, то есть                         Но, несмотря на этот спорный момент, подход Л. И. Тимофее-
дело опять-таки в «равноправии» ударных и безударных слогов.                        ва помогает понять, как создаётся в строфе ритмическая инерция,
                                                                                    «установка» на ямб или на хорей, на дактиль или иной метр при от-
                                                                                    сутствии сплошной повторяемости одинаковых стоп в реальных
                                                                                    стихах: в каждой отдельной строке ударения могут располагаться
                                                                                    по-разному, но в пределах строфы, при повторении строк, слух
   10
      Индюк громко курлычет: «Дай мне золотую карету!» − «Зачем тебе карета?        улавливает общую закономерность.
Для чего?» − «Буду ездить в той карете, потому что я великий король − король под-
                                                                                      11
ворья Гульгульгуль!».                                                                      Тимофеев Л. И. Стих и проза. М., 1938.
                                       15                                                                                   16