История зарубежной литературы эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 12 стр.

UptoLike

Рубрика: 

12
глубокой древности и связано с разного рода сказаниями , притчами ,
легендами и т . д . В средние века новеллы представляли собой небольшие
рассказы , в основе которых лежали забавные случаи из жизни , анекдоты .
Эти новеллы были схематичны , кратки , порой грубоваты . Заслуга
Боккаччо состоит в том, что он довел до совершенства этот жанр.
Сохранив острый, захватывающий сюжет и относительно небольшой
объем, Боккаччо обогатил новеллу стилистически , ввел элементы
психологизма и драматизма , наполнил более глубоким содержанием.
Новелла малая форма , она имеет возможность отразить только узкий
ограниченный кусок жизни . Для того, чтобы в малом объеме выразить
важную сторону действительности , Боккаччо для своих новелл выбирал
исключительные по яркости и выразительности эпизоды, в которых было
сконцентрировано большое содержание.
Однако «Декамерон» представляет собой не просто сборник
разрозненных новелл, а идейное и художественное целое, продуманное и
построенное по определенному плану. Боккаччо создал своеобразную
рамку, обрамление, которое придает законченность всей книге и
объясняет, откуда взялось это собрание новелл.
«Декамерон» открывается вступлением, в котором дается яркое и
выразительное описание чумы во Флоренции в 1348 году. (В это время
Боккаччо был в городе и собственными глазами видел «черную смерть» .
От чумы умер и отец писателя.) Эпидемия вызывает в городе панику,
жителей охватывают растерянность и ужас, рушатся нравственные устои ,
рвутся семейные связи . Одни бросают своих заболевших родственников и
друзей и запираются в домах, скрываясь от смерти . Другие, наоборот,
желая поднять упавший дух, бродят по улицам с песнями и шутками ,
устраивают пиры , предаются страстям . «Черная смерть» , изображенная в
обрамлении «Декамерона», - это реальная эпидемия 1348 года и в то же
время символ общественного разложения старого мира . Боккаччо
показывает, что чума разорвала человеческие и социальные связи между
людьми , нарушила законы природы. Семь юных дам и трое молодых
людей , случайно встретившиеся в церкви , покидают зачумленный город и
вместе проводят десять дней на вилле, находящейся недалеко от
Флоренции. Они радостно наслаждаются жизнью , в которой «каждый
может себе доставить удовольствие, какое ему более всего по нраву».
Удовольствия эти вполне разумны и благопристойны . Боккаччо
изображает своих героев образованными и остроумными молодыми
людьми . Они наслаждаются беседами и поэзией , рассказывают друг другу
занимательные и поучительные истории. Рассказчиков десять, в каждый из
десяти проведенных на вилле дней они должны рассказать по одной
истории поэтому «Декамерон» состоит из ста новелл. Через десять дней
молодые люди возвращаются в город. Завершается книга «Заключением
автора».
В основу многих новелл «Декамерона» легли житейские истории,
происшедшие на родине писателя, а также разнообразные легенды,
                                            12

гл убо ко й д ре вно сти и связано с разно го род а сказани ями , п ри тчами ,
л е ге нд ами и т.д . В сре д ни е ве ка но ве л л ы п ре д ставл ял и собой не бол ьши е
рассказы , в осно ве которы х л е ж ал и забавны е сл учаи и з ж и зни , ане кд оты .
Эти нове л л ы бы л и схе мати чны , кратки , п орой грубоваты . Засл уга
Боккаччо состо и т в том, что он д ове л д о со ве рше нства это т ж анр.
С охрани в остры й , захваты вающ и й сюж е т и отно си те л ьно не бол ьшой
объе м, Боккаччо о бо гати л нове л л у сти л и сти че ски , вве л эл е ме нты
п си хо л о ги зма и д рамати зма, нап ол ни л бол е е гл убо ки м со д е рж ани е м.
Нове л л а – мал ая фо рма, о на и ме е т возмож ность отрази ть тол ько узки й
ограни ченны й кусо к ж и зни . Д л я того, чтобы в мал о м объе ме вы рази ть
важ ную сторону д е й стви те л ьно сти , Боккаччо д л я свои х но ве л л вы би рал
и скл ючи те л ьны е п о яркости и вы рази те л ьности эп и зод ы , в ко торы х бы л о
ско нце нтри ро вано бол ьшо е сод е рж ани е .
         Од нако «Д е каме рон» п ре д ставл яе т собой не п росто сборни к
разрозне нны х но ве л л , а и д е й ное и худ ож е стве нное це л ое , п ро д уманное и
п острое нное п о оп ре д е л е нному п л ану. Бо ккаччо созд ал сво е образную
рамку, о брамл е ни е , которое п ри д ае т зако нче нность все й кни ге и
объясняе т, откуд а взял о сьэто со брани е нове л л .
         «Д е каме рон» откры вае тся вступ л е ни е м, в ко тором д ае тся яркое и
вы рази те л ьное оп и сани е чумы во Ф л о ре нци и в 1348 год у. (В это вре мя
Боккаччо бы л в город е и со бстве нны ми гл азами ви д е л «че рную сме рть».
От чумы уме р и оте ц п и сате л я.) Эп и д е ми я вы зы вае т в го род е п ани ку,
ж и те л е й охваты вают расте рянно сть и уж ас, рушатся нравстве нны е устои ,
рвутся се ме й ны е связи . Од ни бросают сво и х забол е вши х род стве нни ков и
д рузе й и зап и раются в д омах, скры ваясь о т сме рти . Д руги е , наобо ро т,
ж е л ая п од нять уп авши й д ух, бро д ят п о ул и цам с п е снями и шутками ,
устраи вают п и ры , п ре д аются страстям. «Ч е рная сме рть», и зображ е нная в
обрамл е ни и «Д е каме рона», - это ре ал ьная эп и д е ми я 1348 год а и в то ж е
вре мя си мвол общ е стве нного разл о ж е ни я старого ми ра. Боккаччо
п оказы вае т, что чума разорвал а че л ове че ски е и соци ал ьны е связи ме ж д у
л юд ьми , наруши л а законы п ри ро д ы . С е мь юны х д ам и тро е мол од ы х
л юд е й , сл учай но встре ти вши е ся в це ркви , п оки д ают зачумл е нны й город и
вме сте п ро вод ят д е сять д не й на ви л л е , нахо д ящ е й ся не д ал е ко о т
Ф л оренци и . Они рад остно насл аж д аются ж и знью, в кото рой «каж д ы й
мо ж е т се бе д остави ть уд ово л ьстви е , како е е му бол е е все го п о нраву».
У д о вол ьстви я эти вп ол не разумны и бл аго п ри стой ны . Боккаччо
и зображ ае т свои х ге рое в образованны ми и остро умны ми мол од ы ми
л юд ьми . Они насл аж д аются бе се д ами и п оэзи е й , рассказы вают д руг д ругу
зани мате л ьны е и п оучи те л ьны е и стори и . Р ассказчи ко в д е сять, в каж д ы й и з
д е сяти п ро ве д е нны х на ви л л е д не й о ни д ол ж ны рассказать п о од ной
и стори и – п о этому «Д е каме ро н» со стои т и з ста нове л л . Ч е ре з д е сять д не й
мол од ы е л юд и возвращ аются в го род . Заве ршае тся кни га «Закл юче ни е м
авто ра».
         В осно ву мно ги х нове л л «Д е каме ро на» л е гл и ж и те й ски е и стори и ,
п ро и сшед ши е на род и не п и сате л я, а такж е разнообразны е л е ге нд ы ,