История зарубежной литературы эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
культуре эпохи Возрождения и намечая пути дальнейшего развития
литературы Италии и всей Западной Европы. Именно как творца
«Божественной комедии» Данте называют «последним поэтом средних
веков и первым поэтом нового времени». В этом произведении нашли
отражение все сложности эпохи , в которую жил автор, и противоречия его
мировоззрения, все аспекты его творчества как поэта, философа, ученого,
политика и публициста. «Плодом высокого гения» назвал А .С .Пушкин
«Божественную комедию» Данте .
Данте рассказывает в «Божественной комедии» о своем
воображаемом путешествии в загробное царство , используя популярный в
средние века жанр «видений». Но обращается он к форме «видений» с
целью наиболее полно отразить реальную земную жизнь. Поэт творит суд
над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной
жизни как таковой , а во имя ее исправления. Данте не уводит читателя от
действительности , а, наоборот, погружает в нее, заставляет задуматься над
смыслом человеческой жизни , учит отличать добро от зла. Согласно
христианскому учению, в этом царстве есть Ад для грешников, Рай для
праведников и Чистилище, где души умерших людей очищаются от
грехов. В сопровождении римского поэта Вергилия Данте посещает Ад и
Чистилище, а в Раю его встречает Беатриче . Таковы три части поэмы : Ад,
Чистилище и Рай . Каждая часть состоит из 33 песен; всего 99 песен и
первая песнь вступительная. Итого 100 песен.
Загробный мир в поэме представлен следующим образом:
Ад - это воронка , которая острием опускается к центру земли . Эта
воронка делится на 9 кругов. Здесь томятся души грешников. Чем тяжелее
грех, тем ниже круг , где находится грешник.
Чистилище - это огромная гора , которая возвышается посреди
океана. Она имеет 7 кругов. В каждом из них искупается один из семи
смертных грехов. Когда душа проходит последний круг Чистилища, она
становится безгрешной .
Рай состоит из 9 небесных сфер, а над ними находится Бог.
Поэма написана на итальянском языке . Данте хотел, чтобы его
понимал простой народ. Повествование в поэме ведется от первого лица .
Автор широко использует аллегории и символы, распространенные в
средние века . Начинается произведение с описания того, как «земную
жизнь пройдя до середины» (серединой жизненной дороги было принято
считать 35 лет), поэт оказался в «сумрачном лесу» и перед ним предстали
три страшных зверя волчица , лев и пантера . Система символов была
понятна современникам Данте . Лес это жизнь со всеми ее
превратностями и опасностями . Звери страсти человеческие, которые
опасны для слабых душ , неспособных бороться с искушениями . Лев
властолюбие, которое влечет за собой насилие и гнев. Волчица жадность
и корыстолюбие, которые уродуют души , уничтожают в человеке все
благородное, приводят к слепому и беспощадному эгоизму . Пантера
прелюбодеяние, греховная плотская страсть, которая ослепляет человека и
                                            5

кул ьтуре эп о хи В озрож д е ни я и наме чая п ути д ал ьне й ше го разви ти я
л и те ратуры Итал и и и все й Зап ад ной Европ ы . Име нно как творца
«Бо ж е стве нной коме д и и » Д анте назы вают «п осл е д ни м п о этом сре д ни х
ве ков и п е рвы м п оэто м но во го вре ме ни ». В этом п ро и зве д е ни и нашл и
отраж ени е все сл ож ности эп охи , в ко торую ж и л автор, и п ро ти воре чи яе го
ми рово ззрени я, все асп е кты е го творче ства как п оэта, фи л о софа, уче но го ,
п ол и ти ка и п убл и ци ста. «Пл од о м вы со кого ге ни я» назвал А .С .Пушки н
«Бо ж е стве нную коме д и ю» Д анте .
        Д анте рассказы вае т в «Бож е стве нной коме д и и » о свое м
во ображ ае момп уте ше стви и в загробное царство , и сп о л ьзуя п о п ул ярны й в
сре д ни е ве ка ж анр «ви д е ни й ». Но обращ ае тся он к форме «ви д е ни й » с
це л ью наи бо л е е п ол но отрази ть ре ал ьную зе мную ж и знь. По эт твори т суд
над че л ове че ски ми п ре ступ л е ни ями и п о ро ками не рад и о три цани язе мно й
ж и зни как таковой , а во и мя е е и сп равл е ни я. Д анте не уво д и т чи тате л я о т
д е й стви те л ьно сти , а, наобо ро т, п о груж ае т в не е , заставл яе т зад уматьсянад
смы сл ом че л о ве че ско й ж и зни , учи т о тл и чать д обро о т зл а. С о гл асно
хри сти анскому уче ни ю, в это м царстве е сть А д д л я гре шни ко в, Р ай д л я
п раве д ни ко в и Ч и сти л и щ е , гд е д уши уме рши х л юд е й очи щ аются от
гре хов. В со п ровож д е ни и ри мского п оэта В е рги л и я Д анте п осе щ ае т А д и
Ч и сти л и щ е , а в Р аю е го встре чае т Беатри че . Т аковы три части п оэмы : А д ,
Ч и сти л и щ е и Р ай . К аж д ая часть со стои т и з 33 п е се н; все го 99 п е се н и
п е рваяп е сньвступ и те л ьная. Ито го – 100 п е се н.
        Загробны й ми рв п оэме п ре д ставл е н сл е д ующ и мобразо м:
        А д - это воронка, которая о стри е м оп ускае тся к це нтру зе мл и . Эта
во ро нка д е л и тсяна 9 круго в. Зд е сьто мятсяд уши гре шни ков. Ч е мтяж е л е е
гре х, те мни ж е круг, гд е нахо д и тсягре шни к.
        Ч и сти л и щ е - это о гро мная го ра, ко торая во звы шае тся п о сре д и
оке ана. Она и ме е т 7 круго в. В каж д ом и з ни х и скуп ае тся од и н и з се ми
сме ртны х гре хо в. К о гд а д уша п роход и т п осл е д ни й круг Ч и сти л и щ а, о на
станови тсябе згре шной .
        Р ай состои т и з 9 не бе сны х сфе р, а над ни ми наход и тсяБог.
        Поэма нап и сана на и тал ьянско м язы ке . Д анте хо тел , что бы е го
п они мал п ростой наро д . Пове ство вани е в п оэме ве д е тся от п е рво го л и ца.
А вто р ши роко и сп ол ьзуе т ал л е гори и и си мвол ы , расп ростране нны е в
сре д ни е ве ка. Начи нае тся п рои зве д е ни е с оп и сани я то го, как «зе мную
ж и знь п ро й д я д о се ре д и ны » (се ре д и ной ж и зне нно й д ороги бы л о п ри нято
счи тать35 л е т), п о эт о казал ся в «сумрачномл е су» и п е ре д ни мп ре д стал и
три страшны х зве ря – вол чи ца, л е в и п анте ра. С и сте ма си мвол ов бы л а
п онятна со вре ме нни кам Д анте . Л ес – это ж и знь со все ми е е
п ре вратностями и оп асно стями . Зве ри – страсти че л ове че ски е , ко торы е
оп асны д л я сл абы х д уш, не сп осо бны х бороться с и скуше ни ями . Л е в –
вл астол юби е , которо е вл е че т за собой наси л и е и гне в. В ол чи ца – ж ад ность
и ко ры стол юби е, которы е уро д уют д уши , уни чтож ают в че л ове ке все
бл агород ное , п ри вод ят к сл е п ому и бе сп ощ ад но му эго и зму. Панте ра –
п ре л юбод е яни е, гре хо вная п л отская страсть, которая о сл е п л яе т че л о ве ка и