История зарубежной литературы эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

7
прекрасным ангелом, но восстал против Бога, был изгнан из Рая и
превращен в огромное волосатое чудовище. В своих пастях Люцифер
терзает трех величайших грешников: Иуду, предавшего Христа, и Брута и
Кассия, повинных в смерти Юлия Цезаря.
Наказания грешников аллегорически отражают душевное состояние
людей , охваченных тем или иным пороком. Так, например, тираны
барахтаются в кипящей крови ; у ростовщиков на шее висят тяжелые
кошельки ; на лицемерах надеты свинцовые мантии, позолоченные сверху;
изменники и предатели страдают от холода, символизирующего их
холодные сердца .
В поэме Данте изображает нравственную жизнь человека . Он
показывает, что разум спасает человека от грехов. Путешествие Данте по
аду и чистилищу - это очищение от грехов, пробуждение человеческого
сознания под воздействием земной мудрости . Чтобы покинуть путь
заблуждений, человек должен познать себя. Встреча поэта с Беатриче
символизирует приобщение к божественной науке и дает вечное счастье .
Божественная комедия . Ад.
Песнь пятая
Так я сошел, покинув круг начальный,
Вниз во второй ; он менее, чем тот,
Но больших мук в нем слышен стон печальный.
Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот;
Допрос и суд свершает у порога
И взмахами хвоста на муку шлет.
Едва душа, отпавшая от бога,
Пред ним предстанет с повестью своей ,
Он, согрешенья различая строго,
Обитель Ада назначает ей ,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спуститься ступеней .
Всегда толпа у грозного предела;
Подходят души чередой на суд :
Промолвила, вняла и вглубь слетела.
«О ты , пришедший в бедственный приют, -
Вскричал Минос, меня окинув взглядом
И прерывая свой жестокий труд , -
Зачем ты здесь, и кто с тобою рядом?
Не обольщайся, что легко войти !»
И вождь в ответ: «Тому , кто сходит Адом,
Не преграждай сужденного пути .
Того хотят там, где исполнить властны
То, что хотят . И речи прекрати».
И вот я начал различать неясный
И дальний стон; вот я пришел туда,
Где плач в меня ударил многогласный.
                                           7

п ре красны м анге л ом, но восстал п роти в Бо га, бы л и згнан и з Р ая и
п ре вращ е н в огромное вол о сатое чуд ови щ е . В свои х п астях Л юци фе р
те рзае т тре х ве л и чай ши х гре шни ков: Иуд у, п ре д авше го Хри ста, и Брута и
К асси я, п о ви нны х в сме рти Ю л и яЦ е заря.
        Наказани я гре шни ко в ал л е гори че ски отраж ают д уше вное состо яни е
л юд е й , охваче нны х те м и л и и ны м п о ро ко м. Т ак, нап ри ме р, ти раны
барахтаются в ки п ящ е й кро ви ; у ростовщ и ко в на ше е ви сят тяж е л ы е
ко ше л ьки ; на л и це ме рах над е ты сви нцовы е манти и , п озол оче нны е све рху;
и зме нни ки и п ре д ате л и страд ают от хол од а, си мвол и зи рующ е го и х
хол о д ны е се рд ца.
        В п оэме Д анте и зо браж ае т нравстве нную ж и знь чел ове ка. Он
п оказы вае т, что разум сп асае т че л о ве ка о т гре хо в. Путе ше стви е Д анте п о
ад у и чи сти л и щ у - это очи щ е ни е от гре хо в, п робуж д е ни е че л ове че ского
со знани я п од во зд е й стви е м зе мной муд ро сти . Ч тобы п оки нуть п уть
забл уж д е ни й , че л ове к д ол ж е н п о знать се бя. В стре ча п оэта с Бе атри че
си мвол и зи руе т п ри общ е ни е кбо ж е стве нной науке и д ае т ве чно е счастье .
        Б о ж ест венна я к о м едия . А д.
        П е сньпята я
        Т акясоше л , п о ки нув круг начал ьны й ,
        В ни з во второй ; он ме не е , че мто т,
        Но бол ьши х мукв не мсл ы ше н стон п е чал ьны й .
        Зд е сьж д е т М и нос, о скал и в страшны й ро т;
        Д оп ро с и суд све ршае т у п орога
        И взмахами хвоста на муку шл е т.
        Ед ва д уша, о тп авшаяо т бо га,
        Пре д ни мп ре д стане т с п о ве стью свое й ,
        Он, со гре ше ньяразл и чаястрого,
        Оби те л ьА д а назначае т е й ,
        Хво ст обви ваястол ько раз вкруг те л а,
        На скол ько е й сп усти тьсяступ е не й .
        В се гд а тол п а у гро зно го п ре д ел а;
        Под ход ят д уши че ре д о й на суд :
        Промол ви л а, внял а и вгл убьсл е те л а.
        «О ты , п ри ше д ши й в бе д стве нны й п ри ют, -
        В скри чал М и нос, ме няо ки нув взгл яд ом
        И п ре ры ваясвой ж есто ки й труд , -
        Заче мты зд е сь, и кто с тобо ю ряд ом?
        Не обол ьщ ай ся, что л е гко во й ти !»
        И вож д ьв отве т: «Т о му, кто сход и т А д ом,
        Не п ре граж д ай суж д е нно го п ути .
        Т о го хо тят – там, гд е и сп ол ни тьвл астны
        Т о , что хотят. И ре чи п ре крати ».
        И во т яначал разл и чатьне ясны й
        И д ал ьни й стон; вот яп ри ше л туд а,
        Г д е п л ачв ме няуд ари л мно гогл асны й .