История зарубежной литературы эпохи Возрождения. Панкова Е.А - 6 стр.

UptoLike

Рубрика: 

6
влечет к низменным телесным наслаждениям. Эти три порока
властолюбие, жадность и сладострастие, по мнению Данте , могут погубить
человека , разрушить его личность. Данте спасает его любимый
древнеримский поэт Вергилий, живший в первом веке до рождества
Христова. Образ Вергилия это тоже философский символ. Вергилий в
поэме олицетворяет Разум, земную мудрость. Данте называет Вергилия
«учителем» и «другом» . Вергилий это язычник, поэтому он может
проводить Данте лишь по Аду и Чистилищу, а в Рай ему путь запрещен.
Выйдя из леса, Данте и Вергилий подходят к вратам Ада и видят
страшную надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!» С помощью
Вергилия Данте входит в Ад.
Первая часть поэмы , «Ад», представляет для читателя особенный
интерес, так как в ней наиболее полно отразилась противоречивость,
двойственность мировоззрения поэта как человека нового времени ,
гуманиста, и человека , испытывающего влияние идеологии средних веков.
Это сказывается в обозначении степени тяжести грехов и распределении
грешников по кругам Ада. Так, в первом круге обитают освобожденные от
мук души языческих праведников. Здесь Данте встречает Гомера , Овидия,
Горация и других античных поэтов, философов и ученых. Как христианин,
как человек средневековья, Данте помещает их в Ад, но как гуманист,
преклоняющийся перед культурой античного мира , он не может обречь их
на мучения. Это свидетельствует о том, что их грех Данте не считает
значительным.
Во втором круге находятся души сладострастных, то есть тех, кто в
земной жизни подчинил разум любовным страстям и совершил грех
прелюбодеяния. Здесь читатель встречает имена исторических лиц и
литературных персонажей . Это : «грешная блудница Клеопатра»; Елена, из-
за которой велась Троянская война; Парис, который увез Елену от супруга;
печальный рыцарь Тристан и многие другие. Все они были «погублены
жаждой наслаждений». Но внимание Данте привлекают две тени , которые
неразлучны и в Аду. Услышав трагическую историю любви Франчески и
Паоло, потрясенный и преисполненный сострадания к ним, поэт «упал , как
падает мертвец» . В этом эпизоде вновь обнаруживается двойственность
взглядов Данте . Как верующий человек поэт осуждает супружескую
измену, нарушение уз брака , освященного церковью . Но как человек эпохи
Возрождения он преклоняется перед истинной любовью , понимает ее силу
и законность. Поэтому поэт оправдывает и прощает влюбленных.
В третьем круге мучаются обжоры и чревоугодники , в четвертом
скупцы и расточители , в пятом гневные и завистливые, в шестом
еретики . В последних кругах Ада томятся самые страшные, по мнению
Данте , грешники : насильники , обманщики , воры , тираны ,
фальшивомонетчики , лицемеры .
В девятом круге наказывается самое страшное, с точки зрения поэта,
преступление предательство . Грешники здесь вмерзли в ледяное озеро . В
самом низу Ада находится трехголовый Люцифер. Когда-то он был
                                              6

вл е че т к ни зме нны м те л е сны м насл аж д е ни ям. Эти три п оро ка –
вл астол юби е , ж ад ностьи сл ад острасти е , п о мне ни ю Д анте , могут п о губи ть
че л о ве ка, разруши ть е го л и чно сть. Д анте сп асае т е го л юби мы й
д ре вне ри мски й п о эт В е рги л и й , ж и вши й в п е рво м ве ке д о рож д е ства
Хри сто ва. Образ В е рги л и я – это тож е фи л осо фски й си мвол . В е рги л и й в
п оэме о л и це творяе т Р азум, зе мную муд рость. Д анте назы вае т В е рги л и я
«учи те л е м» и «д руго м». В е рги л и й – это язы чни к, п о этому о н мо ж е т
п ро вод и тьД анте л и шьп о А д у и Ч и сти л и щ у, а в Р ай е му п утьзап ре щ е н.
        В ы й д я и з л еса, Д анте и В е рги л и й п од ход ят к вратам А д а и ви д ят
страшную над п и сь: «Оставь над е ж д у, всяк сюд а вход ящ и й !» С п омо щ ью
В е рги л и яД анте вход и т в А д .
        Пе рвая часть п оэмы , «А д », п ре д ставл яе т д л я чи тате л я особе нны й
и нте ре с, так как в не й наи бол е е п ол но отрази л ась п роти во ре чи во сть,
д вой стве нно сть ми рово ззре ни я п о эта как че л ове ка ново го вре ме ни ,
гумани ста, и че л о ве ка, и сп ы ты вающ е го вл и яни е и д е ол о ги и сре д ни х ве ко в.
Это сказы вае тся в обозначе ни и сте п е ни тяж е сти гре хо в и расп ре д е л е ни и
гре шни ков п о кругамА д а. Т ак, в п е рвомкруге оби тают освобож д е нны е о т
мук д уши язы че ски х п раве д ни ко в. Зд е сь Д анте встре чае т Г оме ра, Ови д и я,
Г ораци яи д руги х анти чны х п оэтов, фи л ософов и уче ны х. К ак хри сти ани н,
как че л о ве к сре д не ве ковья, Д анте п о ме щ ае т и х в А д , но как гумани ст,
п ре кл оняющ и й сяп е ре д кул ьтурой анти чно го ми ра, он не мо ж е т обре чьи х
на муче ни я. Это сви д е те л ьствуе т о то м, что и х гре х Д анте не счи тае т
значи те л ьны м.
        В о втором круге наход ятся д уши сл ад острастны х, то е сть те х, кто в
зе мной ж и зни п од чи ни л разум л юбовны м страстям и со ве рши л гре х
п ре л юбод е яни я. Зд е сь чи тате л ь встре чае т и ме на и стори че ски х л и ц и
л и те ратурны х п е рсонаж е й . Это: «гре шнаябл уд ни ца К л е оп атра»; Ел е на, и з-
за ко торой ве л асьТ роянскаяво й на; Пари с, которы й уве з Ел е ну от суп руга;
п е чал ьны й ры царь Т ри стан и многи е д руги е . В се они бы л и «п о губл е ны
ж аж д ой насл аж д е ни й ». Но вни мани е Д анте п ри вл е кают д ве те ни , ко торы е
не разл учны и в А д у. У сл ы шав траги че скую и сто ри ю л юбви Ф ранче ски и
Пао л о, п отрясе нны й и п ре и сп ол не нны й со страд ани якни м, п о эт «уп ал , как
п ад ае т ме ртве ц». В этом эп и зод е вновь обнаруж и вае тся д вой стве нность
взгл яд о в Д анте . К ак ве рующ и й че л ове к п о эт осуж д ае т суп руж е скую
и зме ну, наруше ни е уз брака, о свящ е нного це рковью. Но какче л ове кэп охи
В озро ж д е ни яон п ре кл оняе тсяп е ре д и сти нной л юбо вью, п они мае т е е си л у
и законность. По этому п оэт оп равд ы вае т и п ро щ ае т вл юбл е нны х.
        В тре тье м круге мучаются обж оры и чре во угод ни ки , в че тве ртом –
скуп цы и расточи те л и , в п ятом – гневны е и зави стл и вы е , в ше стом –
е ре ти ки . В п о сл е д ни х кругах А д а то мятся самы е страшны е , п о мнени ю
Д анте ,      гре шни ки :        наси л ьни ки ,   о бманщ и ки ,      во ры ,     ти раны ,
фал ьши вомоне тчи ки , л и це ме ры .
        В д е вятомкруге наказы вае тсясамо е страшное , с то чки зре ни яп о эта,
п ре ступ л е ни е – п ре д ате л ьство. Г ре шни ки зд е сьвме рзл и в л е д яное о зе ро. В
самом ни зу А д а наход и тся тре хгол овы й Л юци фе р. К о гд а-то он бы л