Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
мысли и действия к прежним образцам и вместе с тем открывает
новые горизонты перед мышлением и действием .
Чтобы выйти из затруднения, необходимо прекратить действовать,
понять, что произошло. Надо выйти из действия в другое пространство -
пространство рефлексии. Выход из действия совмещается с интенцией
возврата. Преодоление затруднений может быть реализовано в двух
ситуациях : ситуации развития и ситуации функционирования
деятельности. Если речь идёт об обеспечении функционирования
деятельности, то рефлексия направлена на сохранность нормы
деятельности и адаптации к ней всех реальных процессов . В ином случае
рефлексия обеспечивает коррекцию норм деятельности. Эта функция
наиболее специфична для рефлексии.
Таким образом , ведущая функция рефлексии - преодоление
затруднения в деятельности через развитие самой деятельности.
Рефлексивная функция совмещает три исходные ориентации:
познавательную, критическую и нормирующую.
Учитывая проанализированные нами положения, перейдём к
определению содержания рефлексии. Для этого обратимся к работам ряда
авторов , которые давали то или иное толкование этому понятию.
Дж. Локк полагал что, это "... наблюдение, которому ум подвергает
свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме
возникают идеи этой деятельности"
11
.
И. Кант рассматривает рефлексию в связи с исследованием
оснований познавательной способности, априорных условий знания и
толкует её как неотъемлемое свойство "рефлектирующей способности
суждения". Именно благодаря рефлексии производится образование
понятий. Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать
понятия прямо от них, она есть осознание отношения данных
представлений к различным нашим источникам познания, и только
благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно
определено.
Рассудочная рефлексия как необходимый момент познавательного
процесса, как форма саморазвёртывания духа, как основание, позволяющее
переходить от одной формы духа к другой (Г. Гегель).
Созерцание своего созерцательного действования с фокусировкой
на механизме созерцания (И.Г. Фихте).
Всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя
(А . Буземан ).
Механизм развития личности, концентрированное самоотражение,
самоосмысление. Рефлексия постоянно фиксирует несоответствие "Я"
11
Локк Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Избранные философские произведения. М .,
1960. Т . 1. 430 с.
                                              10
м ы сли и дейст в ия к пр еж н им об р азцам и в м ест е с т ем от к р ы в ает
н ов ы е гор изон т ы пер ед м ы ш лен ием и дейст в ием .
          Ч т об ы в ы йт и из зат р удн ен ия, н еоб ходим о пр ек р ат ит ь дейст в ов ат ь,
пон ят ь, чт о пр оизош ло. Надо в ы йт и из дейст в ия в др угое пр ост р ан ст в о -
пр ост р ан ст в о р еф лек сии. В ы ход из дейст в ия сов м ещает ся с ин т ен цией
в озв р ат а. Пр еодолен ие зат р удн ен ий м ож ет б ы т ь р еализов ан о в дв ух
сит уациях: сит уации              р азв ит ия и сит уации ф ун к цион ир ов ан ия
деят ельн ост и. Если р ечь идёт об об еспечен ии ф ун к цион ир ов ан ия
деят ельн ост и, т о р еф лек сия н апр ав лен а н а сохр ан н ост ь н ор м ы
деят ельн ост и и адапт ации к н ей в сех р еальн ы х пр оцессов . В ин ом случае
р еф лек сия об еспечив ает к ор р ек цию н ор м деят ельн ост и. Э т а ф ун к ция
н аиб олее специф ичн а дляр еф лек сии.
          Т ак им об р азом , в едущая ф ун к ция р еф лек сии - пр еодолен ие
зат р удн ен ия в деят ельн ост и чер ез р азв ит ие сам ой                  деят ельн ост и.
Реф лек сив н ая ф ун к ция сов м ещает                тр и    исходн ы е ор иен т ации:
позн ав ат ельн ую, к р ит ическ ую и н ор м ир ующую .
          У чит ы в ая пр оан ализир ов ан н ы е н ам и полож ен ия, пер ейдём к
опр еделен ию содер ж ан ия р еф лек сии. Д ля э т огооб р ат им ся к р аб от ам р яда
ав т ор ов , к от ор ы е дав али т оили ин ое т олк ов ан ие э т ом у пон ят ию.
        Д ж . Лок к полагал чт о, э т о "... н аб лю ден ие, к от ор ом у ум подв ер гает
св ою деят ельн ост ь и способ ы её пр ояв лен ия, в следст в ие чего в р азум е
в озн ик ают идеи э т ой деят ельн ост и"11.
          И. К ан т р ассм ат р ив ает р еф лек сию в св язи с исследов ан ием
осн ов ан ий позн ав ат ельн ой способ н ост и, апр иор н ы х услов ий зн ан ия и
т олк ует её к ак н еот ъем лем ое св ойст в о "р еф лек т ир ую щей способ н ост и
суж ден ия". Им ен н о б лагодар я р еф лек сии пр оизв одит ся об р азов ан ие
пон ят ий. Реф лек сия н е им еет дела с сам им и пр едм ет ам и, чт об ы получат ь
пон ят ия пр ям о от н их, он а ест ь осозн ан ие от н ош ен ия дан н ы х
пр едст ав лен ий к р азличн ы м н аш им ист очн ик ам позн ан ия, и т ольк о
б лагодар я ей от н ош ен ие их др уг к др угу м ож ет б ы т ь пр ав ильн о
опр еделен о.
          Рассудочн ая р еф лек сия к ак н еоб ходим ы й м ом ен т позн ав ат ельн ого
пр оцесса, к ак ф ор м а сам ор азв ёр т ы в ан ия духа, к ак осн ов ан ие, позв оляющее
пер еходит ь от одн ой ф ор м ы духа к др угой (Г. Гегель).
          С озер цан ие св оего созер цат ельн ого дейст в ов ан ия с ф ок усир ов к ой
н а м ехан изм е созер цан ия (И.Г. Ф ихт е).


        В сяк ое пер ен есен ие пер еж ив ан ия с в н еш н его м ир а н а сам ого себ я
(А . Бузем ан ).
        М ехан изм р азв ит ия личн ост и, к он цен т р ир ов ан н ое сам оот р аж ен ие,
сам оосм ы слен ие. Реф лек сия пост оян н о ф ик сир ует н есоот в ет ст в ие "Я "


11
  Лок к Д ж . О пы т о челов еческ ом р азум е / Д ж . Лок к // Изб р ан н ы е ф илософ ск ие пр оизв еден ия. – М .,
1960. –Т . 1. – 430 с.