Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Процесс переосмысления (И.Н. Семёнов ).
Осознание средств, способов или оснований и трудностей
мыслительной деятельности (И.Н. Семёнов , С .Ю . Степанов ).
Проведя процедуру группирования вышеизложенных функций
рефлексии и их содержаний, можно обнаружить, что каждая из них
отражает определённый аспект рефлексии:
функция познания (наблюдение, созерцание, рассмотрение,
отражение, познание, исследование);
функция критики (оценка, контроль, коррекция);
функция перенормирования (переосмысления).
Таким образом , многие из выявленных рефлексивных процессов
входят в функциональные звенья самого процесса рефлексирования.
Целостность процесса рефлексирования заключается в анализе и
психической переработке информации. Отсюда рефлексия понимается как
анализ осуществляемой деятельности, направленный на выявление причин
затруднения и коррекцию способа деятельности.
Рассмотрим соотношение рефлексии и общения, рефлексии и
коммуникации, рефлексии и мышления, рефлексии и сознания.
"Общение - сложный, многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в
совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку
единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнёра"
13
.
О .С . Анисимов связывает возникновение общения с
необходимостью преодоления людьми друг друга в процессе
удовлетворения "своих" потребностей, при попытке привлечь другого
человека как предмет потребности, но без учёта его субъективных качеств
и интересов . Одной из возможностей преодоления возникшего
сопротивления выступает выход в совместную рефлексию с
направленностью на согласование способов взаимоиспользования
14
. Тем
самым рефлексия выполняет функцию регуляции взаимодействия.
Кроме того, одним из основных процессов познания другого
человека является идентификация (уподобление). Идентификация - это
механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в
виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство,
обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных
смыслов . Этот вид идентификации позволяет моделировать смысловое
поле партнёра по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и
вызывает соответствующее поведение. Идентификация позволяет
преодолевать иллюзорные и поверхностные представления о партнёре и
ускоряет приход к согласованности. Таким образом , рефлексия и общение
13
Словарь практического психолога / сост . С .Ю . Головин. Минск , 1997. С . 355.
14
Анисимов О . С . Методологическая версия категориального аппарата психологии / О .С . Анисимов . М .,
1990. 333 с.
                                               12
         Пр оцесс         пер еосм ы слен ия (И.Н. С ем ён ов ).
         О созн ан ие ср едст в , способ ов или осн ов ан ий и т р удн ост ей
м ы слит ельн ой деят ельн ост и (И.Н. С ем ён ов , С .Ю . С т епан ов ).
         Пр ов едя пр оцедур у гр уппир ов ан ия в ы ш еизлож ен н ы х ф ун к ций
р еф лек сии и их содер ж ан ий, м ож н о об н ар уж ит ь, чт о к аж дая из н их
от р аж ает опр еделён н ы й аспек т р еф лек сии:
       − ф ун к ция позн ан ия (н аб люден ие, созер цан ие, р ассм от р ен ие,
от р аж ен ие, позн ан ие, исследов ан ие);
       − ф ун к ция к р ит ик и (оцен к а, к он т р оль, к ор р ек ция);
       − ф ун к ция пер ен ор м ир ов ан ия (пер еосм ы слен ия).
         Т ак им об р азом , м н огие из в ы яв лен н ы х р еф лек сив н ы х пр оцессов
в ходят в ф ун к цион альн ы е зв ен ья сам ого пр оцесса р еф лек сир ов ан ия.
Ц елост н ост ь пр оцесса р еф лек сир ов ан ия зак лю чает ся в ан ализе и
психическ ой пер ер аб от к е ин ф ор м ации. О т сюда р еф лек сия пон им ает ся к ак
ан ализосущест в ляем ой деят ельн ост и, н апр ав лен н ы й н а в ы яв лен ие пр ичин
зат р удн ен ия и к ор р ек цию способ а деят ельн ост и.
         Рассм от р им соот н ош ен ие р еф лек сии и об щен ия, р еф лек сии и
к ом м ун ик ации, р еф лек сии и м ы ш лен ия, р еф лек сии и созн ан ия.
         "О б щен ие - слож н ы й, м н огоплан ов ы й пр оцесс уст ан ов лен ия и
р азв ит ия к он т ак т ов м еж ду людьм и, пор ож даем ы й пот р еб н ост ям и в
сов м ест н ой деят ельн ост и; в к лючает в себ я об м ен ин ф ор м ацией, в ы р аб от к у
един ой ст р ат егии в заим одейст в ия, в оспр ият ие и пон им ан ие пар т н ёр а"13.
         О .С .     А н исим ов     св язы в ает       в озн ик н ов ен ие  об щен ия с
н еоб ходим ост ью пр еодолен ия людьм и др уг др уга в                           пр оцессе
удов лет в ор ен ия "св оих" пот р еб н ост ей, пр и попы т к е пр ив лечь др угого
челов ек а к ак пр едм ет пот р еб н ост и, н об езучёт а егосуб ъек т ив н ы х к ачест в
и ин т ер есов . О дн ой из в озм ож н ост ей пр еодолен ия в озн ик ш его
сопр от ив лен ия в ы ст упает          в ы ход в          сов м ест н ую р еф лек сию с
н апр ав лен н ост ью н а согласов ан ие способ ов в заим оиспользов ан ия14. Т ем
сам ы м р еф лек сия в ы полн яет ф ун к цию р егуляции в заим одейст в ия.
         К р ом е т ого, одн им из осн ов н ы х пр оцессов позн ан ия др угого
челов ек а яв ляет ся иден т иф ик ация (уподоб лен ие). Иден т иф ик ация - э т о
м ехан изм пост ан ов к и суб ъек т ом себ я н а м ест одр угого, чт опр ояв ляет ся в
в иде погр уж ен ия, пер ен есен ия ин див идом себ я в поле, пр ост р ан ст в о,
об ст оят ельст в а др угого челов ек а и пр ив одит к усв оен ию его личн ост н ых
см ы слов . Э т от в ид иден т иф ик ации позв оляет м оделир ов ат ь см ы слов ое

поле пар т н ёр а по об щен ию , об еспечив ает пр оцесс в заим опон им ан ия и
в ы зы в ает  соот в ет ст в ую щее пов еден ие. Иден т иф ик ация позв оляет
пр еодолев ат ь иллюзор н ы е и пов ер хн ост н ы е пр едст ав лен ия о пар т н ёр е и
уск ор яет пр иход к согласов ан н ост и. Т ак им об р азом , р еф лек сия и об щен ие


13
  С лов ар ь пр ак т ическ огопсихолога / сост . С .Ю . Голов ин . – М ин ск , 1997. – С . 355.
14
  А н исим ов О .С . М ет одологическ ая в ер сия к ат егор иальн огоаппар ат а психологии / О .С . А н исим ов . – М .,
1990. –333 с.