Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности
(знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и
эстетического развития, мировоззрения, формы и способы общения
людей)"
16
. Отсюда видно, что культура - это одновременно деятельностная
и личностная характеристика человека. Она отражает меру осознания и
отношения человека к самому себе.
Многие авторы выводят понятие "культура" из её генетической
связи с человеческой деятельностью . Они выделяют в культуре прежде
всего программирующую функцию (М.С. Каган , Э .С . Маркарян , В .М .
Межуев ). "Культура есть то, что люди производят и как они производят "
17
.
Под производством при этом понимается вся совокупная человеческая
деятельность, являющаяся социокультурной активностью людей. Культура
понимается и как совокупность механизмов , опосредующих внешнее и
внутреннее отношения человека, она позволяет реализовывать
антиэнтропийную функцию. В ином понимании культура состоит в
овладении логическими законами изложения результатов познания как
нормами организации понятийного аппарата мысли. Ряд авторов изучают
культуру конкретной общности людей в целом . М . Кубр понимает
культуру как систему коллективно разделяемых ценностей, убеждений,
традиций и норм поведения, присущих определённой группе людей.
Дж. Хоффстед даёт функциональное определение культуры в организации:
"Культура - это коллективное программирование человеческого разума,
которое отличает членов одной группы людей от другой . Культура в этом
смысле является системой коллективных ценностей"
18
. Во фрейдизме
культура выступает как механизм социального подавления.
Таким образом , в определениях культуры выделены когнитивные
компоненты (интеллект); мотивационно-ценностные компоненты
(мировоззрение, нравственное развитие, уровень эстетического
восприятия). Обозначен и уровень коммуникативной компетентности
("способы и формы общения людей"). Понимание культуры как
коммуникации, как совокупности интерперсональных связей наиболее
полно развито в работах М .М . Бахтина
19
. Наряду с когнитивным
компонентом в культуре выделяют и духовный компонент. Культура
предстаёт как : область "духовной свободы" человека, лежащая за
пределами его природного и социального; как специфическая система
ценностей; как потребность человека в самопознании; как постоянная
готовность к саморазвитию и самосовершенствованию и т .д.
Однако психологическая культура не раскрывается как
самостоятельное понятие ни в одном из существующих отечественных
16
Культура // Советский энциклопедический словарь. М ., 1989. С . 678.
17
Каган М .С . Системный подход и гуманитарное знание : Избранные статьи / М .С . Каган . Л., 1991. С .
19.
18
Hofstede G. Culture and organizations / G. Hofstede // International studies of Management organization.
1981. 4. Р. 18.
19
Бахтин М .М . Эстетика словесного творчества / М .М . Бахтин . М ., 1979. 424 с.
                                                 14
челов еческ ие силы и способ н ост и, р еализуем ы е                      в     деят ельн ост и
(зн ан ия, ум ен ия, н ав ы к и, ур ов ен ь ин т еллек т а, н р ав ст в ен н ого и
э ст ет ическ ого р азв ит ия, м ир ов оззр ен ия, ф ор м ы и способ ы об щен ия
людей)"16. О т сюда в идн о, чт ок ульт ур а - э т оодн ов р ем ен н одеят ельн ост н ая
и личн ост н ая хар ак т ер ист ик а челов ек а. О н а от р аж ает м ер у осозн ан ия и
от н ош ен ия челов ек а к сам ом у себ е.
          М н огие ав т ор ы в ы в одят пон ят ие "к ульт ур а" из её ген ет ическ ой
св язи с челов еческ ой деят ельн ост ью. О н и в ы деляют в к ульт ур е пр еж де
в сего пр огр ам м ир ующую ф ун к цию (М .С . К аган , Э .С . М ар к ар ян , В .М .
М еж уев ). "К ульт ур а ест ь т о, чт олю ди пр оизв одят и к ак он и пр оизв одят "17.
Под пр оизв одст в ом пр и э т ом пон им ает ся в ся сов ок упн ая челов еческ ая
деят ельн ост ь, яв ляющаяся социок ульт ур н ой ак т ив н ост ью людей. К ульт ур а
пон им ает ся и к ак сов ок упн ост ь м ехан изм ов , опоср едую щих в н еш н ее и
в н ут р ен н ее от н ош ен ия челов ек а, он а позв оляет                    р еализов ы в ат ь
ан т иэ н т р опийн ую ф ун к цию. В ин ом пон им ан ии к ульт ур а сост оит в
ов ладен ии логическ им и зак он ам и излож ен ия р езульт ат ов позн ан ия к ак
н ор м ам и ор ган изации пон ят ийн ого аппар ат а м ы сли. Ряд ав т ор ов изучают
к ульт ур у к он к р ет н ой об щн ост и людей в целом . М . К уб р пон им ает
к ульт ур у к ак сист ем у к оллек т ив н о р азделяем ы х цен н ост ей, уб еж ден ий,
т р адиций и н ор м пов еден ия, пр исущих опр еделён н ой гр уппе людей.
Д ж . Х оф ф ст ед даёт ф ун к цион альн ое опр еделен ие к ульт ур ы в ор ган изации:
"К ульт ур а - э т о к оллек т ив н ое пр огр ам м ир ов ан ие челов еческ ого р азум а,
к от ор ое от личает член ов одн ой гр уппы людей от др угой. К ульт ур а в э т ом
см ы сле яв ляет ся сист ем ой к оллек т ив н ы х цен н ост ей"18. В о ф р ейдизм е
к ульт ур а в ы ст упает к ак м ехан изм социальн огоподав лен ия.
          Т ак им об р азом , в опр еделен иях к ульт ур ы в ы делен ы к огн ит ив н ы е
к ом пон ен т ы      (ин т еллек т );       м от ив ацион н о-цен н ост н ы е    к ом пон ен т ы
(м ир ов оззр ен ие,      н р ав ст в ен н ое     р азв ит ие,  ур ов ен ь э ст ет ическ ого
в оспр ият ия). О б озн ачен и ур ов ен ь к ом м ун ик ат ив н ой к ом пет ен т н ост и
("способ ы и ф ор м ы об щен ия людей"). Пон им ан ие к ульт ур ы к ак
к ом м ун ик ации, к ак сов ок упн ост и ин т ер пер сон альн ы х св язей н аиб олее
полн о р азв ит о в р аб от ах М .М . Бахт ин а19. Нар яду с к огн ит ив н ы м
к ом пон ен т ом в к ульт ур е в ы деляют и духов н ы й к ом пон ен т . К ульт ур а

пр едст аёт к ак : об ласт ь "духов н ой св об оды " челов ек а, леж ащая за
пр еделам и его пр ир одн ого и социальн ого; к ак специф ическ ая сист ем а
цен н ост ей; к ак пот р еб н ост ь челов ек а в сам опозн ан ии; к ак пост оян н ая
гот ов н ост ь к сам ор азв ит ию и сам осов ер ш ен ст в ов ан ию и т .д.
         О дн ак о психологическ ая к ульт ур а н е р аск р ы в ает ся к ак
сам ост оят ельн ое пон ят ие н и в одн ом из сущест в ующих от ечест в ен н ы х

16
   К ульт ур а // С ов ет ск ий э н цик лопедическ ий слов ар ь. – М ., 1989. – С . 678.
17
   К аган М .С . С ист ем н ы й подход и гум ан ит ар н ое зн ан ие : Изб р ан н ы е ст ат ьи / М .С . К аган . – Л., 1991. –С .
19.
18
   Hofstede G. Culture and organizations / G. Hofstede // International studies of Management organization. –
1981. –№ 4. –Р. 18.
19
   Бахт ин М .М . Э ст ет ик а слов есн огот в ор чест в а / М .М . Бахт ин . – М ., 1979. –424 с.