Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
могут быть связаны двояко: общение может обслуживать
рефлексию, а рефлексия может обслуживать общение.
Коммуникация в целом проявляется как слой общения, оформляет
взаимодействие в общении. Основой коммуникационного процесса
является введение и трансформация информации как выражения мысли
участников этой процедуры. Основную роль играет культура
использования всех знаковых средств как предметов культурного типа.
Они, в силу своей конструктивности и социо-культурного происхождения,
предполагают усвоение и подчинение способам , нормам оперирования, что
делает возможным создание образов нового типа - значений, понятий,
категорий - и формирование механизмов сознания. Систематическое
применение языковых средств в рефлексивной коммуникации позволяет
всё дальше отходить от случайности в рефлексии. Рефлексия знакового
оперирования, мыслекоммуникации, специфика языка ведёт к вычленению
самосознания. Вне их развития нельзя придти к рефлексивной культуре.
Проработка понятия рефлексии как предмета изучения в рамках
психологии позволяет сделать вывод о том , что рефлексия уже заняла
вполне определённое место в категориально-онтологическом строе
психологической науки на современном этапе её развития.
Понятие "культура" в научной литературе представлено как
многозначное , многоаспектное (А.И. Арнольдов , Л.М . Архангельский,
В .И. Бакштановский, Б.С . Братусь, С .Н. Иконников , Д .М . Станков , А .И.
Титаренко, А .К . Уледов и др .). Авторы подчеркивают
полифункциональность культуры, отмечают её социальный характер ,
гуманистическую направленность
15
.
Анализируются такие виды культуры: организационная культура
(Р. Лавл), инновационная культура (В.И. Долгова), информационная
культура (Ю .П. Мелентьева), психологическая культура (Н.Т . Селезнёва),
а также культура мышления (О.С . Анисимов ).
Наиболее широким вариантом понимания культуры является её
энциклопедическое определение: "Культура (от лат . cultura
возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)
определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, их взаимоотношениях , а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях . Понятие "культура" употребляется
для характеристики определённых исторических эпох , конкретных
обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности
или жизни (культура труда, политическая культура); в более узком смысле
- сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты
деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания,
произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также
15
Арнольдов А . И . Человек и мир культуры. Введение в культурологию / А .И. Арнольдов . М ., 1992.
240 с.
                                               13
м огут       б ы т ь св язан ы      дв ояк о: об щен ие          м ож ет       об служ ив ат ь
р еф лек сию, а р еф лек сия м ож ет об служ ив ат ь об щен ие.
          К ом м ун ик ация в целом пр ояв ляет ся к ак слой об щен ия, оф ор м ляет
в заим одейст в ие в об щен ии. О сн ов ой к ом м ун ик ацион н ого пр оцесса
яв ляет ся в в еден ие и т р ан сф ор м ация ин ф ор м ации к ак в ы р аж ен ия м ы сли
участ н ик ов э т ой пр оцедур ы . О сн ов н ую р оль игр ает к ульт ур а
использов ан ия в сех зн ак ов ых ср едст в к ак пр едм ет ов к ульт ур н ого т ипа.
О н и, в силу св оей к он ст р ук т ив н ост и и социо-к ульт ур н огопр оисхож ден ия,
пр едполагают усв оен ие и подчин ен ие способ ам , н ор м ам опер ир ов ан ия, чт о
делает в озм ож н ы м создан ие об р азов н ов ого т ипа - зн ачен ий, пон ят ий,
к ат егор ий - и ф ор м ир ов ан ие м ехан изм ов созн ан ия. С ист ем ат ическ ое
пр им ен ен ие язы к ов ы х ср едст в в р еф лек сив н ой к ом м ун ик ации позв оляет
в сё дальш е от ходит ь от случайн ост и в р еф лек сии. Реф лек сия зн ак ов ого
опер ир ов ан ия, м ы слек ом м ун ик ации, специф ик а язы к а в едёт к в ы член ен ию
сам осозн ан ия. В н е их р азв ит ия н ельзя пр идт и к р еф лек сив н ой к ульт ур е.
          Пр ор аб от к а пон ят ия р еф лек сии к ак пр едм ет а изучен ия в р ам к ах
психологии позв оляет сделат ь в ы в од о т ом , чт о р еф лек сия уж е зан яла
в полн е опр еделён н ое м ест о в к ат егор иальн о-он т ологическ ом ст р ое
психологическ ой н аук и н а сов р ем ен н ом э т апе её р азв ит ия.
          Пон ят ие "к ульт ур а" в н аучн ой лит ер ат ур е пр едст ав лен о к ак
м н огозн ачн ое, м н огоаспек т н ое (А .И. А р н ольдов , Л.М . А р хан гельск ий,
В .И. Бак ш т ан ов ск ий, Б.С . Бр ат усь, С .Н. Ик он н ик ов , Д .М . С т ан к ов ,  А .И.
Т ит ар ен к о,     А .К .    У ледов        и     др .).    А в т ор ы      подчер к ив ают
полиф ун к цион альн ост ь к ульт ур ы , от м ечают её социальн ы й хар ак т ер ,
гум ан ист ическ ую н апр ав лен н ост ь15.
          А н ализир уют ся т ак ие в иды к ульт ур ы : ор ган изацион н ая к ульт ур а
(Р. Лав л), ин н ов ацион н ая к ульт ур а (В .И. Д олгов а), ин ф ор м ацион н ая
к ульт ур а (Ю .П. М елен т ьев а), психологическ ая к ульт ур а (Н.Т . С елезн ёв а),
а т ак ж е к ульт ур а м ы ш лен ия (О .С . А н исим ов ).
          Наиб олее ш ир ок им в ар иан т ом пон им ан ия к ульт ур ы яв ляет ся её
э н цик лопедическ ое опр еделен ие: "К ульт ур а (от                    лат . cultura –
в озделы в ан ие, в оспит ан ие, об р азов ан ие, р азв ит ие, почит ан ие) –
опр еделён н ы й ур ов ен ь р азв ит ия об щест в а, т в ор ческ их сил и способ н ост ей
челов ек а, в ы р аж ен н ы й в т ипах и ф ор м ах ор ган изации ж изн и и
деят ельн ост и людей, их в заим оот н ош ен иях, а т ак ж е в создав аем ы х им и
м ат ер иальн ы х и духов н ы х цен н ост ях. Пон ят ие "к ульт ур а" упот р еб ляет ся

для хар ак т ер ист ик и опр еделён н ы х ист ор ическ их э пох, к он к р ет н ы х
об щест в , н ар одн ост ей и н аций, а т ак ж е специф ическ их сф ер деят ельн ост и
или ж изн и (к ульт ур а т р уда, полит ическ ая к ульт ур а); в б олее узк ом см ы сле
- сф ер а духов н ой ж изн и лю дей. В к лючает в себ я пр едм ет н ы е р езульт ат ы
деят ельн ост и людей (м аш ин ы , соор уж ен ия, р езульт ат ы позн ан ия,
пр оизв еден ия иск усст в а, н ор м ы м ор али и пр ав а и т .д.), а т ак ж е

15
  А р н ольдов А .И. Ч елов ек и м ир к ульт ур ы . В в еден ие в к ульт ур ологию / А .И. А р н ольдов . – М ., 1992. –
240 с.