Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
самому себе (его рассогласование внутри себя) и осмысляет его с
точки зрения иной инстанции "Я " (С .В . Кузнецов , В .М . Розин ).
Способность думать о своём собственном мышлении (П. Дорнер ).
Специфическая особенность теоретического мышления, осознание
мыслительных процессов (В .В . Давыдов ).
Способность стать в позицию наблюдателя по отношению к своему
телу, действиям , мыслям и по отношению к другому (В .А . Лефевр).
Познание себя и другого (социальная перцепция) (А .А . Бодалёв ,
Л.В . Кондратьев ).
Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается
партнёром по общению (И.С. Кон , Ч . Кули, Дж. Мид, Дж. Холмс).
Рефлексия своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг
друга , "... глубокое , последовательное взаимоотражение, содержанием
которого является воспроизведение внутреннего мира партнёра по
взаимодействию, причём в этом внутреннем мире в свою очередь
отражается внутренний мир первого исследователя"
12
.
Размышление за другое лицо, способность понять, что думает
другое лицо (Е.В . Смирнова, А .П. Сопиков ).
Осознание акта и формы мысли (Л.С. Выготский, С .Л.
Рубинштейн ).
Самопознание человеком своего духовного мира (Н.И. Конюхов ).
Осмысление своих собственных действий и состояний
(Н.И. Конюхов ).
Действия с собственными действиями (К. Дункер ). Суть таких
рефлексивных действий в том , что они позволяют человеку учиться на
собственных ошибках. Так , К . Дункер подчёркивает , что "учение на
ошибках" играет в процессе решения интеллектуальной задачи такую же
важную роль, как и в жизни. В то время как простое понимание, что не
годится, может привести лишь непосредственно к вариации старого
приёма, выяснению того, почему это не годится, осознание основ
конфликта имеет своим следствием соответствующую определённую
вариацию, корригирующую осознанный недостаток предложенного
решения.
Вербализация (облечение в слово) действий, словесный отчёт о
действии (Н.И. Кузнецова).
Осознание общего в действии; умение обозначать действие
(Д .Б. Богоявленская).
Этап в развитии высшей психической деятельности
(Я .А . Пономарёв ).
Исследование процесса получения знания, осознание себя как
познающего, самоконтроль, самооценка, коррекция исследования
(Г.И. Катрич, И.С . Ладенко).
12
Кон И . С . Открытие "Я " / И.С . Кон . М ., 1978. С . 110.
                                              11
сам ом у себ е (его р ассогласов ан ие в н ут р и себ я) и осм ы сляет его с
т очк и зр ен ия ин ой ин ст ан ции "Я " (С .В . К узн ецов , В .М . Розин ).
          С пособ н ост ь дум ат ь осв оём соб ст в ен н ом м ы ш лен ии (П. Д ор н ер ).
          С пециф ическ ая особ ен н ост ь т еор ет ическ ого м ы ш лен ия, осозн ан ие
м ы слит ельн ы х пр оцессов (В .В . Д ав ы дов ).
          С пособ н ост ь ст ат ь в позицию н аб людат еля поот н ош ен ию к св оем у
т елу, дейст в иям , м ы слям и поот н ош ен ию к др угом у (В .А . Леф ев р ).
          Позн ан ие себ я и др угого (социальн ая пер цепция) (А .А . Бодалёв ,
Л.В . К он др ат ьев ).
          О созн ан ие дейст в ующим ин див идом т ого, к ак он в оспр ин им ает ся
пар т н ёр ом по об щен ию (И.С . К он , Ч . К ули, Д ж . М ид, Д ж . Х олм с).
Реф лек сия – св оеоб р азн ы й удв оен н ы й пр оцесс зер к альн ы х от р аж ен ий др уг
др уга, "... глуб ок ое, последов ат ельн ое в заим оот р аж ен ие, содер ж ан ием
к от ор ого яв ляет ся в оспр оизв еден ие в н ут р ен н его м ир а пар т н ёр а по
в заим одейст в ию, пр ичём в э т ом в н ут р ен н ем м ир е в св ою очер едь
от р аж ает ся в н ут р ен н ий м ир пер в огоисследов ат еля"12.
          Разм ы ш лен ие за др угое лицо, способ н ост ь пон ят ь, чт о дум ает
др угое лицо(Е.В . С м ир н ов а, А .П. С опик ов ).
          О созн ан ие ак т а и ф ор м ы м ы сли (Л.С . В ы гот ск ий, С .Л.
Руб ин ш т ейн ).
          С ам опозн ан ие челов ек ом св оегодухов н огом ир а (Н.И. К он юхов ).
          О см ы слен ие св оих          соб ст в ен н ы х дейст в ий и сост оян ий
(Н.И. К он юхов ).
          Д ейст в ия с соб ст в ен н ы м и дейст в иям и (К . Д ун к ер ). С ут ь т ак их
р еф лек сив н ы х дейст в ий в т ом , чт о он и позв оляют челов ек у учит ься н а
соб ст в ен н ых ош иб к ах. Т ак , К . Д ун к ер подчёр к ив ает , чт о "учен ие н а
ош иб к ах" игр ает в пр оцессе р еш ен ия ин т еллек т уальн ой задачи т ак ую ж е
в аж н ую р оль, к ак и в ж изн и. В т о в р ем я к ак пр ост ое пон им ан ие, чт о н е
годит ся, м ож ет пр ив ест и лиш ь н епоср едст в ен н о к в ар иации ст ар ого
пр иём а, в ы ясн ен ию т ого, почем у э т о н е годит ся, осозн ан ие осн ов
к он ф лик т а им еет св оим следст в ием соот в ет ст в ую щую опр еделён н ую
в ар иацию, к ор р игир ующую осозн ан н ы й н едост ат ок пр едлож ен н ого
р еш ен ия.
          В ер б ализация (об лечен ие в слов о) дейст в ий, слов есн ы й от чёт о
дейст в ии (Н.И. К узн ецов а).
          О созн ан ие об щего в дейст в ии; ум ен ие об озн ачат ь дейст в ие
(Д .Б. Богояв лен ск ая).


         Э т ап в       р азв ит ии в ы сш ей психическ ой деят ельн ост и
(Я .А . Пон ом ар ёв ).
         Исследов ан ие пр оцесса получен ия зн ан ия, осозн ан ие себ я к ак
позн аю щего, сам ок он т р оль, сам ооцен к а, к ор р ек ция исследов ан ия
(Г.И. К ат р ич, И.С . Ладен к о).
12
     К он И.С . О т к р ы т ие "Я " / И.С . К он . –М ., 1978. – С . 110.