ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
16
оснований и форм духовной жизни, культуры в целом "
21
. Относительно
профессиональной деятельности О.С. Анисимов полагает , что культура
деятельности и мышления предполагает своей основой рефлексию
деятельности и мышления, разработку и применение средств организации
рефлексии.
Исходя из сказанного , под рефлексивной культурой понимается
система способов организации рефлексии, построенных на основе
ценностных и интеллектуальных критериев.
Рефлексивная культура включает в себя: готовность действовать в
ситуациях с высокой степенью неопределённости, гибкость в принятии
решений, стремление к реализации нововведений и инноваций,
постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения
профессиональных задач, способность переосмысливать стереотипы
своего профессионального и личностного опыта. Она обеспечивает
раскрытие и реализацию профессиональных возможностей при постановке
и решении творческих задач, возникающих в профессиональной
деятельности.
Такое понимание рефлексивной культуры объясняет возможность
творческого отношения человека к своему профессиональному
становлению, к себе как уникальной личности, к способам своего общения
с другими и культурой в целом .
Исходя из определения, выделяется типология рефлексивных
культур :
− по ценностным основаниям - гуманистический и
негуманистический типы;
− по концептуальным основаниям - естественнонаучный,
технический и гуманитарный типы ;
− по проблемно-задачным основаниям - проблемный и задачный
типы ;
− по нормативным основаниям - целевой , проектный, программный,
технологический и другие типы рефлексивной культуры.
Следует отметить исследования рефлексивной культуры
С .Н. Маслова, С .Ю . Степанова и И.Н. Семенова. С .Ю . Степановым и И.Н.
Семеновым разрабатывается концепция рефлексивно-гуманистической
культурадигмы как общей основы для совмещения аксиологических
(гуманистические ценности и идеалы ), методологических (гуманитарные
способы описания и схемообразования знания) и
гносеологических ("субъект-субъектные" познавательные отношения)
аспектов рефлексивной культуры. Рефлексивная культурадигма в
психологии и акмеологии в целом характеризуется следующими чертами.
Во-первых, эти дисциплины обращаются к проблематике рефлексии как
социально значимому феномену в современных условиях глобальных
21
Юдин Э .Г. Отношения философии и науки как методологическая проблема / Э .Г. Юдин // Философия в
современном мире. Философия и наука. – М ., 1972. – С . 172-173.
16 осн ов ан ий и ф ор м духов н ой ж изн и, к ульт ур ы в целом "21. О т н осит ельн о пр оф ессион альн ой деят ельн ост и О .С . А н исим ов полагает , чт о к ульт ур а деят ельн ост и и м ы ш лен ия пр едполагает св оей осн ов ой р еф лек сию деят ельн ост и и м ы ш лен ия, р азр аб от к у и пр им ен ен ие ср едст в ор ган изации р еф лек сии. Исходя из ск азан н ого, под р ефлексивно й культ ур о й по ним ает ся сист ем а спо со бо в о р г анизации р ефлексии, по ст р о енны х на о сно ве ценно ст ны х и инт еллект уальны х кр ит ер иев. Реф лек сив н ая к ульт ур а в к лючает в себ я: гот ов н ост ь дейст в ов ат ь в сит уациях с в ы сок ой ст епен ью н еопр еделён н ост и, гиб к ост ь в пр ин ят ии р еш ен ий, ст р ем лен ие к р еализации н ов ов в еден ий и ин н ов аций, пост оян н ую н ацелен н ост ь н а поиск н ов ы х, н ест ан дар т н ы х пут ей р еш ен ия пр оф ессион альн ы х задач, способ н ост ь пер еосм ы слив ат ь ст ер еот ипы св оего пр оф ессион альн ого и личн ост н ого опы т а. О н а об еспечив ает р аск р ы т ие и р еализацию пр оф ессион альн ы х в озм ож н ост ей пр и пост ан ов к е и р еш ен ии т в ор ческ их задач, в озн ик ающих в пр оф ессион альн ой деят ельн ост и. Т ак ое пон им ан ие р еф лек сив н ой к ульт ур ы об ъясн яет в озм ож н ост ь т в ор ческ ого от н ош ен ия челов ек а к св оем у пр оф ессион альн ом у ст ан ов лен ию, к себ е к ак ун ик альн ой личн ост и, к способ ам св оегооб щен ия с др угим и и к ульт ур ой в целом . Исходя из опр еделен ия, в ы деляет ся т ипология р еф лек сив н ы х к ульт ур : − по цен н ост н ы м осн ов ан иям - гум ан ист ическ ий и н егум ан ист ическ ий т ипы ; − по к он цепт уальн ы м осн ов ан иям - ест ест в ен н он аучн ы й, т ехн ическ ий и гум ан ит ар н ы й т ипы ; − по пр об лем н о-задачн ы м осн ов ан иям - пр об лем н ы й и задачн ы й т ипы ; − по н ор м ат ив н ы м осн ов ан иям - целев ой, пр оек т н ы й, пр огр ам м н ы й, т ехн ологическ ий и др угие т ипы р еф лек сив н ой к ульт ур ы . С ледует от м ет ит ь исследов ан ия р еф лек сив н ой к ульт ур ы С .Н. М аслов а, С .Ю . С т епан ов а и И.Н. С ем ен ов а. С .Ю . С т епан ов ы м и И.Н. С ем ен ов ы м р азр аб ат ы в ает ся к он цепция р еф лек сив н о-гум ан ист ическ ой к ульт ур адигм ы к ак об щей осн ов ы для сов м ещен ия ак сиологическ их (гум ан ист ическ ие цен н ост и и идеалы ), м ет одологическ их (гум ан ит ар н ы е способ ы описан ия и схем ооб р азов ан ия зн ан ия) и гн осеологическ их ("суб ъек т -суб ъек т н ы е" позн ав ат ельн ы е от н ош ен ия) аспек т ов р еф лек сив н ой к ульт ур ы . Реф лек сив н ая к ульт ур адигм а в психологии и ак м еологии в целом хар ак т ер изует ся следующим и чер т ам и. В о-пер в ы х, э т и дисциплин ы об р ащают ся к пр об лем ат ик е р еф лек сии к ак социальн о зн ачим ом у ф ен ом ен у в сов р ем ен н ы х услов иях глоб альн ы х 21 Ю дин Э .Г. О т н ош ен ия ф илософ ии и н аук и к ак м ет одологическ ая пр об лем а / Э .Г. Ю дин // Ф илософ ия в сов р ем ен н ом м ир е. Ф илософ ия и н аук а. – М ., 1972. –С . 172-173.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »