Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
перемен в общественном бытии и сознании, причём рефлексивная
культурадигма задаёт ценности, идеалы , эталоны психического развития
человека как открытой , мобильной , целостной , саморазвивающейся
личности, совершенствующей и качественно расширяющей свои
возможности и культивирующей способности в процессе непрерывного
творчества, связанного с конструктивным преодолением стереотипов
поведения, шаблонов мышления, устоявшихся в общении и в быту мнений.
Во-вторых, на теоретико-онтологическом уровне выделяется понятие
рефлексии в качестве одной из центральных категорий психологической
науки, обеспечивающей целостное увязывание и реинтерпретацию других
психологических категорий и понятий в единой концептуальной системе,
поскольку позволяет объяснить закономерности рефлексивного развития
новообразований в лежащих за ними психологических реальностях . В -
третьих, задаётся особая рефлексивно-инновационная среда,
способствующая проникновению культуры рефлексивно-
методологического мышления и деятельности во все формы
профессиональной работы психолога и акмеолога .
Понимание рефлексивной культуры базируется на результатах
разработок О . С . Анисимова, А .Л. Емельянова, И.Н. Семёнова,
С .Ю . Степанова и Г.Н. Щедровицкого. В них введена иерархическая
система ценностей рефлексивности. А .Л. Емельянов указывает , что
исходная ценность рефлексии - развитие деятельности; затем - такое
развитие исходной деятельности, которое не игнорирует эту деятельность,
какой бы неудачной она не была. Далее осуществляется переход к
существенному развитию исходной деятельности. Наконец, происходит
локальное развитие деятельности (трансформируется та её сторона,
которая стала причиной затруднения.) Эта иерархия ценностей позволяет
деятельности развиваться, находясь в гармонии с другими компонентами
системы деятельности, в которую она включена, со всем универсумом
деятельности.
1.2. Сущностная характеристика рефлексивной культуры психолога
Крайне важно определить и описать сущностную характеристику
рефлексивной культуры психолога , которая вытекает из содержания и
форм его профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность человека в отличие от других
видов деятельности (игровой , учебной , трудовой ) состоит в том , что она
предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета этой
деятельности
22
. Для психолога в качестве такового выступает психическая
реальность человека. По мнению Г.С . Абрамовой , психическую реальность
22
Климов Е . А . Развивающийся человек в мире профессий / Е.А . Климов . Обнинск , 1993. 56 с.
                                               17
пер ем ен в об щест в ен н ом б ы т ии и созн ан ии, пр ичём р еф лек сив н ая
к ульт ур адигм а задаёт цен н ост и, идеалы , э т алон ы психическ ого р азв ит ия
челов ек а к ак от к р ы т ой, м об ильн ой, целост н ой, сам ор азв ив аю щейся
личн ост и, сов ер ш ен ст в ующей и к ачест в ен н о р асш ир яющей св ои
в озм ож н ост и и к ульт ив ир ую щей способ н ост и в пр оцессе н епр ер ы в н ого
т в ор чест в а, св язан н ого с к он ст р ук т ив н ы м пр еодолен ием ст ер еот ипов
пов еден ия, ш аб лон ов м ы ш лен ия, уст ояв ш ихся в об щен ии и в б ы т у м н ен ий.
В о-в т ор ы х, н а т еор ет ик о-он т ологическ ом ур ов н е в ы деляет ся пон ят ие
р еф лек сии в к ачест в е одн ой из цен т р альн ы х к ат егор ий психологическ ой
н аук и, об еспечив ающей целост н ое ув язы в ан ие и р еин т ер пр ет ацию др угих
психологическ их к ат егор ий и пон ят ий в един ой к он цепт уальн ой сист ем е,
поск ольк у позв оляет об ъясн ит ь зак он ом ер н ост и р еф лек сив н ого р азв ит ия
н ов ооб р азов ан ий в леж ащих за н им и психологическ их р еальн ост ях. В -
т р ет ьих,      задаёт ся     особ ая        р еф лек сив н о-ин н ов ацион н ая      ср еда,
способ ст в ующая            пр он ик н ов ен ию         к ульт ур ы         р еф лек сив н о-
м ет одологическ ого м ы ш лен ия и деят ельн ост и в о в се ф ор м ы
пр оф ессион альн ой р аб от ы психолога и ак м еолога.
          Пон им ан ие р еф лек сив н ой к ульт ур ы б азир ует ся н а р езульт ат ах
р азр аб от ок О .С . А н исим ов а, А .Л.             Ем ельян ов а, И.Н. С ем ён ов а,
С .Ю . С т епан ов а и Г.Н. Щ едр ов ицк ого. В н их в в еден а иер ар хическ ая
сист ем а цен н ост ей р еф лек сив н ост и. А .Л. Ем ельян ов ук азы в ает , чт о
исходн ая цен н ост ь р еф лек сии - р азв ит ие деят ельн ост и; зат ем - т ак ое
р азв ит ие исходн ой деят ельн ост и, к от ор ое н е игн ор ир ует э т у деят ельн ост ь,
к ак ой б ы н еудачн ой он а н е б ы ла. Д алее осущест в ляет ся пер еход к
сущест в ен н ом у р азв ит ию исходн ой деят ельн ост и. Нак он ец, пр оисходит
лок альн ое р азв ит ие деят ельн ост и (т р ан сф ор м ир ует ся т а её ст ор он а,
к от ор ая ст ала пр ичин ой зат р удн ен ия.) Э т а иер ар хия цен н ост ей позв оляет
деят ельн ост и р азв ив ат ься, н аходясь в гар м он ии с др угим и к ом пон ен т ам и
сист ем ы деят ельн ост и, в к от ор ую он а в к лю чен а, со в сем ун ив ер сум ом
деят ельн ост и.

     1.2. С ущ но ст наяхар акт ер ист ика р ефлексивно й культ ур ы психо ло г а


         К р айн е в аж н о опр еделит ь и описат ь сущн ост н ую хар ак т ер ист ик у
р еф лек сив н ой к ульт ур ы психолога, к от ор ая в ы т ек ает из содер ж ан ия и
ф ор м егопр оф ессион альн ой деят ельн ост и.


        Пр оф ессион альн ая деят ельн ост ь челов ек а в от личие от др угих
в идов деят ельн ост и (игр ов ой, учеб н ой, т р удов ой) сост оит в т ом , чт о он а
пр едполагает об язат ельн ую р еф лек сию н а содер ж ан ие пр едм ет а э т ой
деят ельн ост и22. Д ля психолога в к ачест в е т ак ов огов ы ст упает психическ ая
р еальн ост ь челов ек а. Пом н ен ию Г.С . А б р ам ов ой, психическ ую р еальн ост ь
22
     К лим ов Е.А . Разв ив ающийся челов ек в м ир е пр оф ессий / Е.А . К лим ов . – О б н ин ск , 1993. – 56 с.