Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 53 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

53
В данной авторской разработке соединены элементы
систематического тренинга педагогической эффективности (Systematic
Training for Effective Teaching - Ster) Т . Гордона, тренинга личностного
роста, психосинтеза Р . Ассаджиоли и отдельные упражнения, взятые из
программы СПТ , разработанной Н . В . Клюевой и М . А . Свистуном .
Таким образом , тренинг профессионального роста является
синтезированным активным методом развития рефлексивной культуры
психолога . Адаптация данного тренинга заключалась в том , что главный
акцент в нём был сделан на повышение и развитие у его участников
структурных компонентов рефлексивной культуры через развитие
различных типов рефлексии.
Опыт показывает , что эффективность тренинга определяется в
основном степенью принятия принципов гуманистической психологии
выдающегося психотерапевта Карла Роджерса. Они сводятся к
следующему.
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает
свободой и необходимой для нее независимостью .
2. Поскольку человеческая природа определяется не тем , что делает
человек , а тем , как он осознает свое бытие, его природа никогда не может
быть определена полностью , она всегда стремится к непрерывному
развитию и реализации возможностей человека.
3. Самым важным источником информации является
экзистенциальное состояние человека, его субъективный человеческий
опыт, доступный ему через его осознание "здесь и теперь".
4. Человек един и целостен . Эта целостность "Я " создает уникальный
характер переживаний каждого человека. В нём невозможно разделить
органическое и психическое , осознаваемое и неосознаваемое , чувство и
мысль.
5. Сознание не может быть сведено ни к его основным потребностям
или защитам , как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.
Из этих принципов гуманистической психологии вытекают
этические нормы человеческих взаимоотношений. Они же являются
принципами деятельности психолога .
В связи с этим основополагающими для психолога выступают
следующие из них:
в жизни каждый человек несет ответственность за свои
поступки;
отношения между людьми основываются на взаимном
признании, и каждый принимает и ценит внутренний субъективный мир
другого и себя.
К сожалению, не все психологи ориентированны на равноправное ,
конструктивное взаимодействие с клиентами. Те из них, кто предпочитает
                                               53
          В        дан н ой       ав т ор ск ой р азр аб от к е соедин ен ы э лем ен т ы
сист ем ат ическ ого т р ен ин га педагогическ ой э ф ф ек т ив н ост и (Systematic
Training for Effective Teaching - Ster) Т . Гор дон а, т р ен ин га личн ост н ого
р ост а, психосин т еза Р. А ссадж иоли и от дельн ы е упр аж н ен ия, в зят ы е из
пр огр ам м ы С ПТ , р азр аб от ан н ой Н.В . К люев ой и М .А . С в ист ун ом .
          Т ак им об р азом , т р ен ин г пр оф ессион альн ого р ост а яв ляет ся
син т езир ов ан н ы м ак т ив н ы м м ет одом р азв ит ия р еф лек сив н ой к ульт ур ы
психолога. А дапт ация дан н ого т р ен ин га зак лючалась в т ом , чт о глав н ы й
ак цен т в н ём б ы л сделан н а пов ы ш ен ие и р азв ит ие у его участ н ик ов
ст р ук т ур н ых к ом пон ен т ов р еф лек сив н ой к ульт ур ы чер ез р азв ит ие
р азличн ы х т ипов р еф лек сии.
          О пы т пок азы в ает , чт о э ф ф ек т ив н ост ь т р ен ин га опр еделяет ся в
осн ов н ом ст епен ью пр ин ят ия пр ин ципов гум ан ист ическ ой психологии
в ы даю щегося психот ер апев т а К ар ла Родж ер са. О н и св одят ся к
следую щем у.
       1. Х от я челов еческ ое б ы т ие им еет пр едел, челов ек в сегда об ладает
св об одой и н еоб ходим ой для н ее н езав исим ост ью.
       2. Поск ольк у челов еческ ая пр ир ода опр еделяет ся н е т ем , чт о делает
челов ек , а т ем , к ак он осозн ает св ое б ы т ие, егопр ир ода н ик огда н е м ож ет
б ы т ь опр еделен а полн ост ью, он а в сегда ст р ем ит ся к н епр ер ы в н ом у
р азв ит ию и р еализации в озм ож н ост ей челов ек а.
       3.      С ам ы м     в аж н ы м       ист очн ик ом     ин ф ор м ации     яв ляет ся
э к зист ен циальн ое сост оян ие челов ек а, его суб ъек т ив н ы й челов еческ ий
опы т , дост упн ы й ем у чер езегоосозн ан ие "здесь и т епер ь".
       4. Ч елов ек един и целост ен . Э т а целост н ост ь "Я " создает ун ик альн ы й
хар ак т ер пер еж ив ан ий к аж дого челов ек а. В н ём н ев озм ож н о р азделит ь
ор ган ическ ое и психическ ое, осозн ав аем ое и н еосозн ав аем ое, чув ст в о и
м ы сль.



      5. С озн ан ие н е м ож ет б ы т ь св еден о н и к егоосн ов н ы м пот р еб н ост ям
или защит ам , к ак в оф р ейдизм е, н и к э пиф ен ом ен ам б ихев иор изм а.
          Из э т их пр ин ципов гум ан ист ическ ой психологии в ы т ек ают
э т ическ ие н ор м ы челов еческ их в заим оот н ош ен ий. О н и ж е яв ляют ся
пр ин ципам и деят ельн ост и психолога.
          В св язи с э т им осн ов ополагаю щим и для психолога в ы ст упают
следую щие изн их:
          • в ж изн и к аж ды й челов ек н есет от в ет ст в ен н ост ь за св ои
пост упк и;
          • от н ош ен ия м еж ду лю дьм и осн ов ы в ают ся н а в заим н ом
пр изн ан ии, и к аж ды й пр ин им ает и цен ит в н ут р ен н ий суб ъек т ив н ы й м ир
др угогои себ я.
          К сож ален ию, н е в се психологи ор иен т ир ов ан н ы н а р ав н опр ав н ое,
к он ст р ук т ив н ое в заим одейст в ие с к лиен т ам и. Т е изн их, к т опр едпочит ает