Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 55 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

55
чтобы все могли его прочитать. Визитка крепится на груди каждого
участника, и на протяжении всех занятий участники обращаются друг к
другу по именам ;
принцип присутствия на тренинге . Каждый участник должен
присутствовать на тренинге все время работы. Не допускаются опоздания
и пропуски занятий. Каждому участнику необходимо дать себе слово, что
он пройдет этот тренинг от начала до конца ;
принцип персонификации высказываний. Во время работы в
тренинге участники имеют право говорить только в "круг", употребляя
личное местоимение "Я" (т.е. от первого лица ). Употребляя личное
местоимение "Я", они отказываются от безличных речевых форм,
помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную
позицию и уходить от ответственности;
принцип конфиденциальности. Все, что происходит во время
занятий, не выносится за пределы группы . Это облегчает включение
участников в групповые процессы , способствует их самораскрытию. Они
не боятся, что содержание общения может стать общеизвестным. А
психологу это дает возможность соблюдать принцип неразглашения
информации о клиенте с учетом профессиональных этических принципов ;
принцип доверительного общения. Во время занятий
организуется такое межличностное общение, которое обеспечивает
уважение к чужому мнению, доверие участников друг к другу , что
позволяет им выйти за рамки привычного статусного общения;
общение по принципу "здесь и теперь". Для многих стереотипом
является желание уйти в область общих соображений, рассуждений,
обсуждений событий, случившихся с другими людьми. В данном случае
срабатывают механизмы психологической защиты. А основная задача
тренинга - выработать у будущих психологов умение рефлексировать,
сопереживать, формировать свойство эмпатии и способность встать на
точку зрения клиента. Только при этом каждый член группы может
увидеть свои разнообразные проявления, лучше узнать себя и свои
личностные особенности;
принцип психологического события - использование
специальных приемов , создающих эмоционально насыщенную среду
обучения участников тренинга . Важным в этом плане является создание
рефлексивной среды , благоприятствующей развитию рефлексивной
способности. Рефлексивная среда связана с творческим раскрепощением
личности, это система развивающих и развивающихся отношений.
Последнее возможно лишь при открытости отношений в группе. Поэтому
следующий принцип таков :
принцип открытости, искренности, честности в общении
подразумевает , что члены группы должны отбросить все роли, говорить то,
что думают, и проявлять то, что чувствуют. Понятно, что в реальной
жизни это не всегда получается, да в этом и нет необходимости, так как
                                                55
чт об ы в се м огли его пр очит ат ь. В изит к а к р епит ся н а гр уди к аж дого
участ н ик а, и н а пр от яж ен ии в сех зан ят ий участ н ик и об р ащаю т ся др уг к
др угу поим ен ам ;
              • пр ин цип пр исут ст в ия н а т р ен ин ге. К аж ды й участ н ик долж ен
пр исут ст в ов ат ь н а т р ен ин ге в се в р ем я р аб от ы . Не допуск аю т ся опоздан ия
и пр опуск и зан ят ий. К аж дом у участ н ик у н еоб ходим одат ь себ е слов о, чт о
он пр ойдет э т от т р ен ин гот н ачала док он ца;
             • пр ин цип пер сон иф ик ации в ы ск азы в ан ий. В о в р ем я р аб от ы в
т р ен ин ге участ н ик и им еют пр ав о гов ор ит ь т ольк о в "к р уг", упот р еб ляя
личн ое м ест оим ен ие "Я " (т .е. от пер в ого лица). У пот р еб ляя личн ое
м ест оим ен ие "Я ", он и от к азы в ают ся от б езличн ых р ечев ы х ф ор м ,
пом огаю щих лю дям в пов седн ев н ом об щен ии ск р ы в ат ь соб ст в ен н ую
позицию и уходит ь от от в ет ст в ен н ост и;
          • пр ин цип к он ф иден циальн ост и. В се, чт о пр оисходит в о в р ем я
зан ят ий, н е в ы н осит ся за пр еделы гр уппы . Э т о об легчает в к лючен ие
участ н ик ов в гр уппов ы е пр оцессы , способ ст в ует их сам ор аск р ы т ию. О н и
н е б оят ся, чт о содер ж ан ие об щен ия м ож ет ст ат ь об щеизв ест н ы м . А
психологу э т о дает в озм ож н ост ь соб лю дат ь пр ин цип н ер азглаш ен ия
ин ф ор м ации ок лиен т е с учет ом пр оф ессион альн ы х э т ическ их пр ин ципов ;
          • пр ин цип дов ер ит ельн ого об щен ия. В о в р ем я зан ят ий
ор ган изует ся т ак ое м еж личн ост н ое об щен ие, к от ор ое об еспечив ает
ув аж ен ие к чуж ом у м н ен ию, дов ер ие участ н ик ов др уг к др угу, чт о
позв оляет им в ы йт и за р ам к и пр ив ы чн огост ат усн огооб щен ия;
          • об щен ие попр ин ципу "здесь и т епер ь". Д ля м н огих ст ер еот ипом
яв ляет ся ж елан ие уйт и в об ласт ь об щих сооб р аж ен ий, р ассуж ден ий,
об суж ден ий соб ы т ий, случив ш ихся с др угим и людьм и. В дан н ом случае
ср аб ат ы в ают м ехан изм ы психологическ ой защит ы . А осн ов н ая задача
т р ен ин га - в ыр аб от ат ь у б удущих психологов ум ен ие р еф лек сир ов ат ь,

сопер еж ив ат ь, ф ор м ир ов ат ь св ойст в о э м пат ии и способ н ост ь в ст ат ь н а
т очк у зр ен ия к лиен т а. Т ольк о пр и э т ом к аж ды й член гр уппы м ож ет
ув идет ь св ои р азн ооб р азн ы е пр ояв лен ия, лучш е узн ат ь себ я и св ои
личн ост н ы е особ ен н ост и;
        • пр ин цип        психологическ ого соб ы т ия -              использов ан ие
специальн ы х пр ием ов , создающих э м оцион альн о н асы щен н ую ср еду
об учен ия участ н ик ов т р ен ин га. В аж н ы м в э т ом план е яв ляет ся создан ие
р ефлексивно й ср еды , б лагопр ият ст в ующей р азв ит ию р еф лек сив н ой
способ н ост и. Реф лек сив н ая ср еда св язан а с т в ор ческ им р аск р епощен ием
личн ост и, э т о сист ем а р азв ив ающих и р азв ив аю щихся от н ош ен ий.
Последн ее в озм ож н о лиш ь пр и от к р ы т ост и от н ош ен ий в гр уппе. Поэ т ом у
следую щий пр ин цип т ак ов :
        • пр ин цип от к р ы т ост и, иск р ен н ост и, чест н ост и в об щен ии
подр азум ев ает , чт очлен ы гр уппы долж н ы от б р осит ь в се р оли, гов ор ит ь т о,
чт о дум ают , и пр ояв лят ь т о, чт о чув ст в уют . Пон ят н о, чт о в р еальн ой
ж изн и э т о н е в сегда получает ся, да в э т ом и н ет н еоб ходим ост и, т ак к ак