Рефлексивная культура психолога. Пинегина Н.М. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
даром ", который даёт человеку способность к саморегуляции и
самопознанию, превращает его в личность
1
.
Рефлексия привлекается в качестве объяснительного принципа для
раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов ,
получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов
психологического изучения: памяти (А.Н. Лактионов , М .М . Муканов ),
личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев , Н.И. Гуткина,
В .К . Зарецкий, Г.И. Катрич, В .М . Розин , И.Н. Семёнов , С .Ю . Степанов ),
понимания (Л.Н. Алексеева, Е.В. Бодрова, Е.В . Смирнова, А .П. Сопиков ,
Е.Г. Юдина). П. Дорнер трактует феномен рефлексии как "способность
думать о своём собственном мышлении с целью его совершенствования"
2
.
Б.Г. Ананьев рассматривает рефлексию как высший уровень личностных
проявлений человека в виде, например , рефлексивных черт характера,
которые "... завершают становление структуры характера и обеспечивают
его успешность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и
деятельностью , ... способствуя образованию и стабилизации единства
личности ..."
3
.
Немецкий психолог А . Буземан , который предложил выделить
исследования по рефлексии и самосознанию в особую область и назвать её
психологией рефлексии, трактует её (рефлексию) как "... всякое
перенесение переживания с внешнего мира на самого себя"
4
. Основной
результат его работ , по оценке Л.С. Выготского, состоит в
экспериментальном доказательстве того, что рефлексия и основанное на
ней сознание подростка представлены в развитии.
Рефлексия включена в проблематику идеального (духовного)
(Э .В . Ильенков ), интуиции (В.Ф . Асмус, Я .А . Пономарёв ), исследования
(Г. Лейбниц, В .А . Лефевр ).
В социальной психологии основным контекстом изучения
рефлексии являются процессы межличностного познания и
взаимодействия. Разработка проблемы рефлексивных процессов в сфере
общения сравнительно нова, опирается на исследования Ч . Кули, Дж.
Мида, Дж. Холмса, на их концепцию "зеркального "Я ", где
рефлексивное представление о себе является результатом осознанного
отражения представлений о личности других людей. В отечественной
психологии, начиная с работ М . М . Бахтина, рефлексия рассматривается
как "пересечение двух сознаний, диалог между ними". Продолжая эту
линию, И.Е. Берлянд показывает , что рефлексия не может быть усвоена из
культуры в готовом виде, её становление происходит в процессе общения с
1
Harre R. Social being / R. Harr. L: Oxford: Blackwell, 1979. 93 p.
2
Dorner P. Self-reflection and problem solving / P. Dorner // Human and artificial intelligence. Berlin, 1978.
P. 101-107.
3
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т . / под ред. А .А . Бодалёва [и др .]. М ., 1980. Т .
2. С . 159.
4
Бехтерев В .М . Сознание и его границы / В .М . Бехтерев . М ., 1988. С . 136.
                                             6
дар ом ", к от ор ы й даёт челов ек у способ н ост ь к сам ор егуляции и
сам опозн ан ию, пр ев р ащает егов личн ост ь1.
          Реф лек сия пр ив лек ает ся в к ачест в е об ъясн ит ельн ого пр ин ципа для
р аск р ы т ия психологическ ого содер ж ан ия р азличн ы х ф ен ом ен ов и ф ак т ов ,
получаем ых в э к спер им ен т альн ы х исследов ан иях к он к р ет н ых пр едм ет ов
психологическ ого изучен ия: пам ят и (А .Н. Лак т ион ов , М .М . М ук ан ов ),
личн ост и (К .А . А б ульхан ов а-С лав ск ая, Б.Г. А н ан ьев , Н.И. Гут к ин а,
В .К . Зар ецк ий, Г.И. К ат р ич, В .М . Розин , И.Н. С ем ён ов , С .Ю . С т епан ов ),
пон им ан ия (Л.Н. А лек сеев а, Е.В . Бодр ов а, Е.В . С м ир н ов а, А .П. С опик ов ,
Е.Г. Ю дин а). П. Д ор н ер т р ак т ует ф ен ом ен р еф лек сии к ак "способ н ост ь
дум ат ь осв оём соб ст в ен н ом м ы ш лен ии с целью егосов ер ш ен ст в ов ан ия"2.
Б.Г. А н ан ьев р ассм ат р ив ает р еф лек сию к ак в ы сш ий ур ов ен ь личн ост н ы х
пр ояв лен ий челов ек а в в иде, н апр им ер , р еф лек сив н ы х чер т хар ак т ер а,
к от ор ы е "... зав ер ш ают ст ан ов лен ие ст р ук т ур ы хар ак т ер а и об еспечив ают
его успеш н ост ь. О н и н аиб олее ин т им н о св язан ы с целям и ж изн и и
деят ельн ост ью , ... способ ст в уя об р азов ан ию и ст аб илизации един ст в а
личн ост и ..."3.
          Нем ецк ий психолог А . Бузем ан , к от ор ы й пр едлож ил в ы делит ь
исследов ан ия пор еф лек сии и сам осозн ан ию в особ ую об ласт ь и н азв ат ь её
психологией р еф лек сии, т р ак т ует её (р еф лек сию ) к ак "... в сяк ое
пер ен есен ие пер еж ив ан ия с в н еш н его м ир а н а сам ого себ я"4. О сн ов н ой
р езульт ат его р аб от , по оцен к е Л.С . В ы гот ск ого, сост оит в
э к спер им ен т альн ом док азат ельст в е т ого, чт о р еф лек сия и осн ов ан н ое н а
н ей созн ан ие подр ост к а пр едст ав лен ы в р азв ит ии.
          Реф лек сия в к лючен а в пр об лем ат ик у идеальн ого (духов н ого)
(Э .В . Ильен к ов ), ин т уиции (В .Ф . А см ус, Я .А . Пон ом ар ёв ), исследов ан ия
(Г. Лейб н иц, В .А . Леф ев р ).
          В социальн ой психологии осн ов н ы м к он т ек ст ом изучен ия
р еф лек сии       яв ляют ся пр оцессы            м еж личн ост н ого позн ан ия и
в заим одейст в ия. Разр аб от к а пр об лем ы р еф лек сив н ы х пр оцессов в сф ер е
об щен ия ср ав н ит ельн он ов а, опир ает ся н а исследов ан ия Ч . К ули,            Д ж .
М ида, Д ж . Х олм са, н а их к он цепцию "зер к альн ого"Я ", где

р еф лек сив н ое пр едст ав лен ие о себ е яв ляет ся р езульт ат ом осозн ан н ого
от р аж ен ия пр едст ав лен ий о личн ост и др угих лю дей. В от ечест в ен н ой
психологии, н ачин ая с р аб от М .М . Бахт ин а, р еф лек сия р ассм ат р ив ает ся
к ак "пер есечен ие дв ух созн ан ий, диалог м еж ду н им и". Пр одолж ая э т у
лин ию, И.Е. Бер лян д пок азы в ает , чт ор еф лек сия н е м ож ет б ы т ь усв оен а из
к ульт ур ы в гот ов ом в иде, её ст ан ов лен ие пр оисходит в пр оцессе об щен ия с


1
  Harre R. Social being / R. Harr. – L: Oxford: Blackwell, 1979. – 93 p.
2
  Dorner P. Self-reflection and problem solving / P. Dorner // Human and artificial intelligence. – Berlin, 1978. –
P. 101-107.
3
  А н ан ьев Б.Г. Изб р ан н ы е психологическ ие т р уды : в 2 т . / под р ед. А .А . Бодалёв а [и др .]. – М ., 1980. –Т .
2. – С . 159.
4
  Бехт ер ев В .М . С озн ан ие и егогр ан ицы / В .М . Бехт ер ев . – М ., 1988. –С . 136.