История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

38
обрадовали; но потом, больше и больше вглядываясь…, он мало-помалу начал вникать в эту красоту и
почувствовал горы».
Толстой стремится в повести показать, что простое, обыденное, совсем прозаическое может быть
по особенному прекрасным. Так же, как и природу, Толстой изображает в повести своих героев
казаков. В них простота и обыкновенность неотделимы от своеобразного величия. Это относится к
Ерошке, к Лукашке, к Марьяне. Оленин думает о казаках: «Люди живут как живет природа: умирают,
родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают…». По мнению Оленина, так живет и природа:
солнце, трава, звери, деревья и других законов нет. Эти люди в сравнении с ним самим казались ему
прекрасными, сильными и свободными.
Толстой воспевает в «Казаках» жизнь и людей, не подвластных условным законам и
установлениям. У этой повести свой, особенный психологизм, своя достоверность. Оленин объясняется
в любви Марьяне и предлагает выйти за него замуж. Марьяна отвечает: «Отчего ж тебя не любить, ты не
кривой!». Только так и могла ответить Марьяна, с присущей ей простотой и естественностью. Она
обращает внимание на белые руки Оленина. Это естественно для нее и психологически правдиво. У нее
самой они не белые, да и у Лукашки тоже. Она обращает внимание на то, что больше всего отличает
Оленина от хорошо знакомых ей людей. Эти и подобные слова Марьяны точно соответствуют ее
характеру и хорошо передают свойства ее личности, ее индивидуально-неповторимое. В «Казаках» у
Толстого психологическая точность и достоверность. Толстой показал себя тончайшим психологом в
изображении народной души. В конце повести Марьяна понимает, что ей дорого казак Лукашка и что
она любит его.
В Оленине, в отличие от казаков, отсутствует цельность и непосредственность. Вместе с тем
образ Оленина неоднозначный и сложный. В нем есть внутреннее движение. Он способен вобрать в себя
впечатление окружающей жизни и духовно обогатиться ими. Ведь именно его глазами мы видим жизнь
казаков, именно он смог показать нам всю прелесть и красоту этой жизни. В повести цивилизованный
человек противопоставлен людям «естественным», казакам. Главные герои повести казаки, повесть так
и называется «Казаки». В этой повести внимание автора обращено к народной массе, к народным типам.
Основная идея «Казаков» – народная. Герой Толстого пытается вступить в духовный контакт с народом,
но для жителей казачьей станицы Оленин – «чужой» и навсегда таким останется. Оленин стремится
понять мир казаков, слиться с ним, но сталкивается с невозможностью принять этот мир. Все душевные
силы Оленина уходят на то, чтобы заслужить доверие казаков. Он хочет войти в их среду. В его
представлении они настоящие люди, он любуется их жизнью. Внешний мир (мир казаков) герой
воспринимает как некое идеальное общество. Вот почему казачья станица описана через восприятие
Оленина: он и видит станицу и одновременно думает о ней. Эта станица для него целый мир,
противоположный тому, из которого он бежал. Оленину необходимо понять и этот мир и самого себя,
понять, что с ним происходит. Духовная жизнь Оленина драматична. Жизнь казаков с каждым днем для
него становится все привлекательней. Оленин начинает понимать эту, понимает, что есть не только
светлые стороны, но и темные. Чем более он тяготеет к этой жизни, тем яснее становится ему, что он не
сможет жить как живут казаки. Первое сближение Оленина с казачьей жизнью происходит при помощи
дяди Ерошки. Оленину так хотелось начать новую, совсем новую жизнь. Еще по дороге на Кавказ он
отметал всякие воспоминания о прошлом. На Кавказе «Старая жизнь была стерта, и началась новая,
совсем новая жизнь, в которой еще не было ошибок». В дяде Ерошке Оленин прежде всего увидел
нового человека. Никогда он еще прежде не встречался с человеком, который бы с такой охотой брался
научить его, как надо жить: «на охоту поведу, рыбу ловить научу, чеченцев покажу…». Оленин с
жадностью слушает уроки дяди Ерошки. Ерошка прожил долгую и необыкновенную жизнь. Это был
большой и сильный человек. На голове у него видны были глубокие зажившие шрамы. Человек, по
мнению дяди Ерошки, должен следовать примеру зверя, т.к. он такая же часть природы. Человек един со
своей природой. При всей своей близости к природе дядя Ерошка никогда не забывает о своем отличии
от нее. Дядя Ерошка учит Оленина жить по-человечески.
Роман «Война и мир» (1863-1869)
Иван Тургенев писал по поводу книги Льва Толстого «Война и мир»: «Роман Толстоговещь
удивительная».
«Война и мир» - роман прежде всего историческийтаково мнение многих исследователей.
Действительно, Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Багратион, Аустерлицкое и Бородинское
обрадовали; но потом, больше и больше вглядываясь…, он мало-помалу начал вникать в эту красоту и
почувствовал горы».
        Толстой стремится в повести показать, что простое, обыденное, совсем прозаическое может быть
по особенному прекрасным. Так же, как и природу, Толстой изображает в повести своих героев –
казаков. В них простота и обыкновенность неотделимы от своеобразного величия. Это относится к
Ерошке, к Лукашке, к Марьяне. Оленин думает о казаках: «Люди живут как живет природа: умирают,
родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают…». По мнению Оленина, так живет и природа:
солнце, трава, звери, деревья и других законов нет. Эти люди в сравнении с ним самим казались ему
прекрасными, сильными и свободными.
        Толстой воспевает в «Казаках» жизнь и людей, не подвластных условным законам и
установлениям. У этой повести свой, особенный психологизм, своя достоверность. Оленин объясняется
в любви Марьяне и предлагает выйти за него замуж. Марьяна отвечает: «Отчего ж тебя не любить, ты не
кривой!». Только так и могла ответить Марьяна, с присущей ей простотой и естественностью. Она
обращает внимание на белые руки Оленина. Это естественно для нее и психологически правдиво. У нее
самой они не белые, да и у Лукашки тоже. Она обращает внимание на то, что больше всего отличает
Оленина от хорошо знакомых ей людей. Эти и подобные слова Марьяны точно соответствуют ее
характеру и хорошо передают свойства ее личности, ее индивидуально-неповторимое. В «Казаках» у
Толстого психологическая точность и достоверность. Толстой показал себя тончайшим психологом в
изображении народной души. В конце повести Марьяна понимает, что ей дорого казак Лукашка и что
она любит его.
        В Оленине, в отличие от казаков, отсутствует цельность и непосредственность. Вместе с тем
образ Оленина неоднозначный и сложный. В нем есть внутреннее движение. Он способен вобрать в себя
впечатление окружающей жизни и духовно обогатиться ими. Ведь именно его глазами мы видим жизнь
казаков, именно он смог показать нам всю прелесть и красоту этой жизни. В повести цивилизованный
человек противопоставлен людям «естественным», казакам. Главные герои повести казаки, повесть так
и называется «Казаки». В этой повести внимание автора обращено к народной массе, к народным типам.
Основная идея «Казаков» – народная. Герой Толстого пытается вступить в духовный контакт с народом,
но для жителей казачьей станицы Оленин – «чужой» и навсегда таким останется. Оленин стремится
понять мир казаков, слиться с ним, но сталкивается с невозможностью принять этот мир. Все душевные
силы Оленина уходят на то, чтобы заслужить доверие казаков. Он хочет войти в их среду. В его
представлении они настоящие люди, он любуется их жизнью. Внешний мир (мир казаков) герой
воспринимает как некое идеальное общество. Вот почему казачья станица описана через восприятие
Оленина: он и видит станицу и одновременно думает о ней. Эта станица для него целый мир,
противоположный тому, из которого он бежал. Оленину необходимо понять и этот мир и самого себя,
понять, что с ним происходит. Духовная жизнь Оленина драматична. Жизнь казаков с каждым днем для
него становится все привлекательней. Оленин начинает понимать эту, понимает, что есть не только
светлые стороны, но и темные. Чем более он тяготеет к этой жизни, тем яснее становится ему, что он не
сможет жить как живут казаки. Первое сближение Оленина с казачьей жизнью происходит при помощи
дяди Ерошки. Оленину так хотелось начать новую, совсем новую жизнь. Еще по дороге на Кавказ он
отметал всякие воспоминания о прошлом. На Кавказе «Старая жизнь была стерта, и началась новая,
совсем новая жизнь, в которой еще не было ошибок». В дяде Ерошке Оленин прежде всего увидел
нового человека. Никогда он еще прежде не встречался с человеком, который бы с такой охотой брался
научить его, как надо жить: «на охоту поведу, рыбу ловить научу, чеченцев покажу…». Оленин с
жадностью слушает уроки дяди Ерошки. Ерошка прожил долгую и необыкновенную жизнь. Это был
большой и сильный человек. На голове у него видны были глубокие зажившие шрамы. Человек, по
мнению дяди Ерошки, должен следовать примеру зверя, т.к. он такая же часть природы. Человек един со
своей природой. При всей своей близости к природе дядя Ерошка никогда не забывает о своем отличии
от нее. Дядя Ерошка учит Оленина жить по-человечески.


                              Роман «Война и мир» (1863-1869)

       Иван Тургенев писал по поводу книги Льва Толстого «Война и мир»: «Роман Толстого – вещь
удивительная».
       «Война и мир» - роман прежде всего исторический – таково мнение многих исследователей.
Действительно, Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Багратион, Аустерлицкое и Бородинское

                                                 38