История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

39
сражения, пожар Москвы, партизанское движениедубина народной войны»), отступление французов
все эти образы и события являются воплощением подвижного, изменчивого, волнующегося облика
самой Истории, духа истории, духа времени. Однако человек, его сложный духовный мир представлены
в толстовском романе в теснейших связях не только с историей, но и с миром природы, Вселенной. Не
случайно и название книги – «Война и мир», где «мир» не только отсутствие войны, но и вся природа,
Вселенная, космическое начало.
По мнения писателя, настоящий человек сопряжен с природою, «сливается», «исчезает в ней, как
капля в море». У Л.Толстого отсутствует противопоставление человека миру природы. Любит ли сам
Толстой природу? Может быть, чувство его сильнее, глубже того, что люди называют «любовью»?
Природа, как считает художник, не является чуждой его героям -Пьеру Безухову, Андрею Болконскому,
Наташе, Николаю Ростову, - напротив, она близка им своими вселенскими началами, гармонией,
одухотворенностью. В самые трагические и в самые счастливы моменты жизни своей обращаются они к
вечной и бесконечной природе, к миру Космоса, таящему в себе столько загадок и столько ответов
одновременно. Юный Николай Ростов, впервые участвующий в войне 1805 года, переживает горькие
разочарования: оказалось, что войнаэто прежде всего не подвиги и торжественное шествие войск, где
генералы - впереди «на белых конях», где развиваются знамена, а войнаэто боль, смерть, страдания.
При переходе через реку Энс Ростов - один из многих, кто оказался на мосту, получив задание: поджечь
мост и тем самым задержать наступление противника. Некуда было бежать, некого было стрелять, а
нужно было выполнять самую простую работу, вокруг же падали раненые и убитые, и в эти страшные
минуты юный граф Ростов мечтает лишь об одном, чтобы оказаться за пределами этого ужаса, оказаться
там, где прекрасная и мирная природа (с энского моста открывался замечательный вид на окрестности):
«Как много бы отдал он за то, чтобы оказаться сейчас там…».
Князь Андрей Болконский, тяжело раненный во время Аустерлицкого сражения, видит перед
собой только прекрасное, высокое и вечное небо: «Над ним не было ничего уже, кроме небавысокого
неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого …». Для князя Андрея важным было лишь то, что
происходило сейчас между его душою и этим высоким, бесконечным небом, «с тихо ползущими по
нему облаками»: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его,
наконец. Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Даже Наполеон, недавний кумир,
теперь представляется князю малым и ничтожным. Только в этом высоком небе князь Болконский видит
величие и значительность, которых он ищет в жизни, но не находит: «Как тихо, спокойно и
торжественно…».
Княжна Марья видит князя Андрея в минуту его возвращения домой «с измененным, странно
смягченным» выражением лица. Однако простая жизнь с ее будничными, которую Болконский ведет в
Богучарово, занимаясь воспитанием сына, тревожась о его детских болезнях, заботясь о своих
крестьянах, дается ему со страданием, ведь тайная ее глубина и значительность для него не открыта. И в
том образе неба, который сопровождает князя Андрея в романе Толстого, есть величие, идеальность,
бесконечность. Небоабсолютное, вечное, справедливое, Андрей Болконский и ищет в жизни
справедливость и совершенство, но не обретает их, потому что непреодолим разрыв между
совершенством Вселенной и несовершенством действительности.
По мнению писателя, между миром Вселенной и миром души существуют незримые,
невидимые, но нерасторжимые связи. Духовный мир настоящих героев также прекрасен, как и
бесконечная природа: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - размышляет князь Андрей, - Мало
того, что я знаю все это, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая
хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не
жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною
вместе». В трагические минуты жизни своей и другой толстовский герой - Пьер Безухов, как и князь
Болконский, - обращается ко Вселенной. Пьер мечтает о благоустроенном миропорядке, которого он не
видит, запутавшись «в миру». «В мире, во всем мире», - произносит с многозначительным уточнением
Пьер Безухов. «Мир» – это космос, противопоставленные «земле», космосу и соответствует жизнь «в
миру». Да, на земле, мыслит Пьер, - «все ложь и зло», но на эту землю нельзя смотреть как на конец
всего». Пьер Безухов навестил князя Андрея в его деревенском уединении (Богучарово). Между
друзьями идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни, и
во время беседы на пароме Пьер указал на небо в подтверждение своих слов, и князь Андрей увидел
свое высокое, вечное небо впервые после Аустерлица.
На российском небосклоне в канун войны 1812 года появляется «хвостатая звезда» – комета
Галлея, которая во всех вселяла ужас, так как в ней видели предвестие кровавых войн, катастроф.
Однако в душе Пьера эта «хвостатая звезда» не вызывала чувства ужаса, напротив, приходило осознание
сражения, пожар Москвы, партизанское движение («дубина народной войны»), отступление французов
– все эти образы и события являются воплощением подвижного, изменчивого, волнующегося облика
самой Истории, духа истории, духа времени. Однако человек, его сложный духовный мир представлены
в толстовском романе в теснейших связях не только с историей, но и с миром природы, Вселенной. Не
случайно и название книги – «Война и мир», где «мир» не только отсутствие войны, но и вся природа,
Вселенная, космическое начало.
        По мнения писателя, настоящий человек сопряжен с природою, «сливается», «исчезает в ней, как
капля в море». У Л.Толстого отсутствует противопоставление человека миру природы. Любит ли сам
Толстой природу? Может быть, чувство его сильнее, глубже того, что люди называют «любовью»?
Природа, как считает художник, не является чуждой его героям -Пьеру Безухову, Андрею Болконскому,
Наташе, Николаю Ростову, - напротив, она близка им своими вселенскими началами, гармонией,
одухотворенностью. В самые трагические и в самые счастливы моменты жизни своей обращаются они к
вечной и бесконечной природе, к миру Космоса, таящему в себе столько загадок и столько ответов
одновременно. Юный Николай Ростов, впервые участвующий в войне 1805 года, переживает горькие
разочарования: оказалось, что война – это прежде всего не подвиги и торжественное шествие войск, где
генералы - впереди «на белых конях», где развиваются знамена, а война – это боль, смерть, страдания.
При переходе через реку Энс Ростов - один из многих, кто оказался на мосту, получив задание: поджечь
мост и тем самым задержать наступление противника. Некуда было бежать, некого было стрелять, а
нужно было выполнять самую простую работу, вокруг же падали раненые и убитые, и в эти страшные
минуты юный граф Ростов мечтает лишь об одном, чтобы оказаться за пределами этого ужаса, оказаться
там, где прекрасная и мирная природа (с энского моста открывался замечательный вид на окрестности):
«Как много бы отдал он за то, чтобы оказаться сейчас там…».
        Князь Андрей Болконский, тяжело раненный во время Аустерлицкого сражения, видит перед
собой только прекрасное, высокое и вечное небо: «Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого
неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого …». Для князя Андрея важным было лишь то, что
происходило сейчас между его душою и этим высоким, бесконечным небом, «с тихо ползущими по
нему облаками»: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его,
наконец. Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Даже Наполеон, недавний кумир,
теперь представляется князю малым и ничтожным. Только в этом высоком небе князь Болконский видит
величие и значительность, которых он ищет в жизни, но не находит: «Как тихо, спокойно и
торжественно…».
        Княжна Марья видит князя Андрея в минуту его возвращения домой «с измененным, странно
смягченным» выражением лица. Однако простая жизнь с ее будничными, которую Болконский ведет в
Богучарово, занимаясь воспитанием сына, тревожась о его детских болезнях, заботясь о своих
крестьянах, дается ему со страданием, ведь тайная ее глубина и значительность для него не открыта. И в
том образе неба, который сопровождает князя Андрея в романе Толстого, есть величие, идеальность,
бесконечность. Небо –абсолютное, вечное, справедливое, Андрей Болконский и ищет в жизни
справедливость и совершенство, но не обретает их, потому что непреодолим разрыв между
совершенством Вселенной и несовершенством действительности.
        По мнению писателя, между миром Вселенной и миром души существуют незримые,
невидимые, но нерасторжимые связи. Духовный мир настоящих героев также прекрасен, как и
бесконечная природа: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - размышляет князь Андрей, - Мало
того, что я знаю все это, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая
хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не
жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною
вместе». В трагические минуты жизни своей и другой толстовский герой - Пьер Безухов, как и князь
Болконский, - обращается ко Вселенной. Пьер мечтает о благоустроенном миропорядке, которого он не
видит, запутавшись «в миру». «В мире, во всем мире», - произносит с многозначительным уточнением
Пьер Безухов. «Мир» – это космос, противопоставленные «земле», космосу и соответствует жизнь «в
миру». Да, на земле, мыслит Пьер, - «все ложь и зло», но на эту землю нельзя смотреть как на конец
всего». Пьер Безухов навестил князя Андрея в его деревенском уединении (Богучарово). Между
друзьями идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни, и
во время беседы на пароме Пьер указал на небо в подтверждение своих слов, и князь Андрей увидел
свое высокое, вечное небо впервые после Аустерлица.
        На российском небосклоне в канун войны 1812 года появляется «хвостатая звезда» – комета
Галлея, которая во всех вселяла ужас, так как в ней видели предвестие кровавых войн, катастроф.
Однако в душе Пьера эта «хвостатая звезда» не вызывала чувства ужаса, напротив, приходило осознание

                                                 39