История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

41
По мнению Толстого, «простота» человеческого облика ведет к высокому осознанию своей
личной ответственности за все происходящее, предполагает в самом человеке огромную внутреннюю
силу. Ту силу, что совершает чудеса мужества, доблести и разума. Это бесстрашие силы, мудрость
решения, ответственность есть свойства русского характера. Таков Кутузов в своем решении дать
сражение Наполеону (Шенграбенское). Союзники-австрийцы разгромлены, у генерала Мака больше нет
армии, а русское войско попадает, казалось бы, в безвыходную ситуацию: армию Кутузова,
насчитывающую тридцать пять тысяч человек, преследует стотысячная армия Наполеона. Наполеон,
пользуясь таким очевидным численным преимуществом, решает окружить корпус русских и
уничтожить его. Разгром или капитуляция. Казалось бы, другого выхода быть не может, но Кутузов
принимает решение, столь неожиданное для противника. Он отправляет четырехтысячный отряд
Багратиона по непроходимой дороге навстречу противнику. Вот этот отряд и должен удерживать,
должен остановить хотя бы на некоторое время стотысячную армию непобедимого Бонапарта.
Князь Андрей Болконский, видя, как Кутузов отправляет Багратиона, понимает, что солдаты
отряда обречены на верную смерть. Князь задается вопросом, имеет ли такое моральное право Кутузов,
но, глядя в лицо полководца, изуродованное раной, Болконский понимает, что такое право у Кутузова
действительно есть. Сражение состоялось у деревни Шенграбен, исход его победу русских -
предопределили героические действия батареи капитана Тушина и роты Тимохина. «Про батарею
капитана Тушина было забыто», и тогда капитан, посоветовавшись со своим подчиненным, решает
поджечь деревню, где находились французы. В деревне Шенграбен началась паника: «Неприятель не
мог предположить дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…»
Маневр, совершенный отрядом Багратиона, был настолько внезапным, настолько невероятным
по своей трудности, сопротивление русских солдат противнику было настолько яростным, что французы
приняли неожиданно появившийся перед ними отряд за основные силыармию самого Кутузова - и на
некоторое время остановились и даже заключили перемирие. Кутузов в это время вывел главную часть
своего войска из-под удара. Полководец спасает армию, русскую воинскую честь, честь русского
оружия.
Вовремя проявленная инициатива, твердость решения и приказа, умение в нужную минуту
принять на себя ответственность за предпринятые действиявот те черты, что Толстой выделяет и
подчеркивает в характере полководца Кутузова. Прямота Михаила Илларионовича, сосредоточенность
воли и решенийтаковы отличительные черты полководца в Отечественной войне 1812 года. Он один,
вопреки мнению многих генералов, принимает на себя ответственность оставления Москвы, прекрасно
осознавая, что нужно спасать армию. Будет армиябудет и Россия. Ему, русскому человеку, тяжело
было сознавать, что враг стоит у стен древней столицы. Но Кутузов верил в победу.
В полководце Кутузове есть одна важнейшая для простого русского человека черта: вошедшее в
плоть и кровь, бессознательно живущее в нем чувство связи с русской землей, со своей страной и
народом. Кутузов как солдат всю жизнь служил русской военной славе, и честь Отечества, его
национальная независимость были для него основою жизни, основою самого бытия. Истинно великим
оказывается простой и скромный Кутузов. Толстой пишет в романе об истинном величии: «Нет величия
там, где нет простоты, добра и правды».
Пьер Безухов в романе «Война и мир»
Центром русской литературы всегда был человек, его сложный внутренний мир, его духовное
бытие, поиски смысла жизни и счастья, своего предназначения в этом мире. Истинные герои никогда не
переставали задаваться вопросами: «Зачем я живу?», «Для какой цели я родился?». Сомнения,
неуспокоенность, жажда обретения счастья, его утрата, горькие сожаления о невозможности обретения
истинывот, что составляло основу бытия героев русской литературы XIX века Чацкого и Онегина,
Печорина и Раскольникова, князя Андрея и Пьера Безухова, Базарова и Обломова. Русские писатели
обращались к сложному, яркому, многогранному миру живой человеческой души. М.Ю. Лермонтов в
предисловии к роману «Герой нашего времени» писал: «История души человеческой любознательней и
лезней истории целого народа». А на первой странице романа «Обломов» И.Гончарова мы читаем:
«Душа так ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук Ильи Ильича Обломова».
Лермонтов, Толстой, Достоевский, Тургенев обращались к проблеме взаимоотношений личностей с
обществом, с миром, с историей. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» обращается к вопросам
философским, нравственным, размышляет о добре и зле в их противоборстве, о духовном мире
человека, его ответственности за всё происходящее в мире. Герои романа князь Андрей Болконский и
Пьер Безухов страстно ищут новых, истинно-человеческих отношений; их тревожат вопросы своего
предназначения в этом мире, смысла своего существования, поиски истины. В образе Пьера, истории его
        По мнению Толстого, «простота» человеческого облика ведет к высокому осознанию своей
личной ответственности за все происходящее, предполагает в самом человеке огромную внутреннюю
силу. Ту силу, что совершает чудеса мужества, доблести и разума. Это бесстрашие силы, мудрость
решения, ответственность есть свойства русского характера. Таков Кутузов в своем решении дать
сражение Наполеону (Шенграбенское). Союзники-австрийцы разгромлены, у генерала Мака больше нет
армии, а русское войско попадает, казалось бы, в безвыходную ситуацию: армию Кутузова,
насчитывающую тридцать пять тысяч человек, преследует стотысячная армия Наполеона. Наполеон,
пользуясь таким очевидным численным преимуществом, решает окружить корпус русских и
уничтожить его. Разгром или капитуляция. Казалось бы, другого выхода быть не может, но Кутузов
принимает решение, столь неожиданное для противника. Он отправляет четырехтысячный отряд
Багратиона по непроходимой дороге навстречу противнику. Вот этот отряд и должен удерживать,
должен остановить хотя бы на некоторое время стотысячную армию непобедимого Бонапарта.
        Князь Андрей Болконский, видя, как Кутузов отправляет Багратиона, понимает, что солдаты
отряда обречены на верную смерть. Князь задается вопросом, имеет ли такое моральное право Кутузов,
но, глядя в лицо полководца, изуродованное раной, Болконский понимает, что такое право у Кутузова
действительно есть. Сражение состоялось у деревни Шенграбен, исход его – победу русских -
предопределили героические действия батареи капитана Тушина и роты Тимохина. «Про батарею
капитана Тушина было забыто», и тогда капитан, посоветовавшись со своим подчиненным, решает
поджечь деревню, где находились французы. В деревне Шенграбен началась паника: «Неприятель не
мог предположить дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…»
         Маневр, совершенный отрядом Багратиона, был настолько внезапным, настолько невероятным
по своей трудности, сопротивление русских солдат противнику было настолько яростным, что французы
приняли неожиданно появившийся перед ними отряд за основные силы – армию самого Кутузова - и на
некоторое время остановились и даже заключили перемирие. Кутузов в это время вывел главную часть
своего войска из-под удара. Полководец спасает армию, русскую воинскую честь, честь русского
оружия.
        Вовремя проявленная инициатива, твердость решения и приказа, умение в нужную минуту
принять на себя ответственность за предпринятые действия – вот те черты, что Толстой выделяет и
подчеркивает в характере полководца Кутузова. Прямота Михаила Илларионовича, сосредоточенность
воли и решений – таковы отличительные черты полководца в Отечественной войне 1812 года. Он один,
вопреки мнению многих генералов, принимает на себя ответственность оставления Москвы, прекрасно
осознавая, что нужно спасать армию. Будет армия – будет и Россия. Ему, русскому человеку, тяжело
было сознавать, что враг стоит у стен древней столицы. Но Кутузов верил в победу.
        В полководце Кутузове есть одна важнейшая для простого русского человека черта: вошедшее в
плоть и кровь, бессознательно живущее в нем чувство связи с русской землей, со своей страной и
народом. Кутузов как солдат всю жизнь служил русской военной славе, и честь Отечества, его
национальная независимость были для него основою жизни, основою самого бытия. Истинно великим
оказывается простой и скромный Кутузов. Толстой пишет в романе об истинном величии: «Нет величия
там, где нет простоты, добра и правды».

Пьер Безухов в романе «Война и мир»
       Центром русской литературы всегда был человек, его сложный внутренний мир, его духовное
бытие, поиски смысла жизни и счастья, своего предназначения в этом мире. Истинные герои никогда не
переставали задаваться вопросами: «Зачем я живу?», «Для какой цели я родился?». Сомнения,
неуспокоенность, жажда обретения счастья, его утрата, горькие сожаления о невозможности обретения
истины – вот, что составляло основу бытия героев русской литературы XIX века Чацкого и Онегина,
Печорина и Раскольникова, князя Андрея и Пьера Безухова, Базарова и Обломова. Русские писатели
обращались к сложному, яркому, многогранному миру живой человеческой души. М.Ю. Лермонтов в
предисловии к роману «Герой нашего времени» писал: «История души человеческой любознательней и
лезней истории целого народа». А на первой странице романа «Обломов» И.Гончарова мы читаем:
«Душа так ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук Ильи Ильича Обломова».
Лермонтов, Толстой, Достоевский, Тургенев обращались к проблеме взаимоотношений личностей с
обществом, с миром, с историей. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» обращается к вопросам
философским, нравственным, размышляет о добре и зле в их противоборстве, о духовном мире
человека, его ответственности за всё происходящее в мире. Герои романа князь Андрей Болконский и
Пьер Безухов страстно ищут новых, истинно-человеческих отношений; их тревожат вопросы своего
предназначения в этом мире, смысла своего существования, поиски истины. В образе Пьера, истории его
                                                41