ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
42
жизни, его судьбе граф Толстой воплотил человеческое стремление к счастью, жажду нравственных
идеалов, добра, истины, веру в справедливость.
В образе Пьера Безухова Л.Толстой показал человеческие стремления к счастью, жажду
нравственных идеалов, добра, истины, веры в добро и справедливость. Пьер Безухов отличается
независимостью своих взглядов, убеждений, своего отношения к людям. «Умный и внимательный»
взгляд Пьера, который так пугает Анну Павловну, свидетельствует о его высоком интеллекте и
духовных качествах. Князь Болконский не случайно говорит ему: «Ты мне дорог, особенно потому, что
ты один живой человек среди всего нашего света…». Искренность и естественность – вот, что отличает
Пьера Безухова от светского общества, так важно, что он часто бывает недоволен собой, стремится
измениться, стать лучше, сомневается в своих поступках и делах. Если заблуждения князя Болконского
связаны с желанием славы, «минуты торжества» и величия, то ошибки и заблуждения Пьера связаны с
его жаждою чувственных наслаждений. Пьер не любит Элен, но женится на ней: ему доставляет
удовольствие даже сама мысль, что эта красивая женщина будет принадлежать ему; он, конечно, винит
себя за это желание, видит в нем «что-то гадкое, плотское», но все равно женится на Элен Курагиной,
прекрасно понимая, что «она глупа, дурна».
Пьер Безухов винит себя за то, что чуть не убил человека – Долохова, любовника своей жены,
которому, конечно, так считает Пьер, нет «никакого дела до его, Пьера, чести». Безухов полагает, что
нет у него такого права: распоряжаться жизнью другого и решать «быть или не быть» другому. Такое
право дано Богу, но не человеку. Поиски высокого назначения человека, духовного идеала сближают
Пьера Безухова с масонами, в них он увидел обладателей истинной мудрости. Пьер, вступая в
масонскую ложу, ищет духовного, нравственного обновления, надеется на то, что именно здесь «найдет
возрождение к новой жизни», обретет истину. Пьер жаждет духовного обновления, нравственного
самосовершенствования, желает отказаться от многих пороков, полагая, что «совершенствуя» себя,
духовно «улучшая» себя, он обязательно изменит общество и мир.
Под влиянием масонских идей граф Безухов решает освободить крестьян, построить для них
больницы и школы, обучать крестьянских детей грамоте. Пьер отправляется в свои киевские имения:
ему важно видеть, как претворяются в жизнь его начинания (воплощать все эти реформы было поручено
главному управляющему, который в том не видел никакой выгоды ни для себя, ни для своего господина,
потому и решил не выполнять намерения молодого барина, а лишь сделал вид, что все обязательно
будет выполнено). Показные и обременительные для крестьян постройки школ, больниц, приютов он
воспринимает как свидетельство улучшения крестьянской жизни. Пьеру Безухову «народ везде
представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния», он был
уверен в том, что устранение несовершенства жизни – дело легкое: «Как легко, как мало усилия нужно,
чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся». Несомненно, Пьер заблуждался: для
свершения добрых дел необходимы огромные усилия. То, что не удалось совершить Пьеру, претворил в
жизнь князь Андрей: в своих имениях он перечислил крестьян в вольные хлебопашцы, барщину заменил
оброком, «выписал для крестьянок повитуху». Андрей Болконский не перекладывал на управляющего
претворение всех реформ, а всем занимался сам, поэтому и добился таких успехов.
Однако и в Пьере эта уверенность постепенно исчезает, он вскоре увидел истинные устремления
некоторых масонов: многие аристократы вступали в «масонскую ложу», чтобы приобрести выгодные
связи, так как среди масонов были богатые и влиятельные люди. Безухов осознает бесплодность
масонских идей; мало изменили новые идеи и самого Пьера: «Жизнь его между тем шла по-прежнему, с
теми же увлечениями и распущенностью». Неизбежно приходит к Пьеру разочарование в «братстве
каменщиков»: он видел, что многие из масонов лишь говорили о помощи ближнему, его поражало, что
эти богатейшие люди России так неохотно отдавали столь малые деньги на благотворительные нужды,
хотя в один вечер за карточным столом могли проигрывать целые состояния. Если прежде Пьер Безухов
ощущал недостатки окружающего мира, то после разочарования в масонстве он видит, какой большой
силой обладает зло.
Война 1812 года вызывает в Пьере желание духовного единения со своим народом, он едет на
поле Бородина, здесь ему открывается новый мир, облик простых людей, в народной среде он
встречается с глубоким патриотизмом. В день Бородина, на батарее Раевского, Пьер становится
свидетелем высокого героизма солдат, их умения «просто и естественно совершать подвиг». Мужество,
сила простых русских людей производят на него неизгладимое впечатление: «О, как ужасен страх, и как
позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны». Пьер Безухов
сопоставляет себя с простыми людьми, свое отношение к жизни с их отношением к миру. Именно
сейчас он остро ощущает ложность многих своих прежних убеждений, чувств, своего положения в
обществе: «Они не говорят, но делают». В народной среде Безухов видит не только правду, но и силу.
жизни, его судьбе граф Толстой воплотил человеческое стремление к счастью, жажду нравственных идеалов, добра, истины, веру в справедливость. В образе Пьера Безухова Л.Толстой показал человеческие стремления к счастью, жажду нравственных идеалов, добра, истины, веры в добро и справедливость. Пьер Безухов отличается независимостью своих взглядов, убеждений, своего отношения к людям. «Умный и внимательный» взгляд Пьера, который так пугает Анну Павловну, свидетельствует о его высоком интеллекте и духовных качествах. Князь Болконский не случайно говорит ему: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…». Искренность и естественность – вот, что отличает Пьера Безухова от светского общества, так важно, что он часто бывает недоволен собой, стремится измениться, стать лучше, сомневается в своих поступках и делах. Если заблуждения князя Болконского связаны с желанием славы, «минуты торжества» и величия, то ошибки и заблуждения Пьера связаны с его жаждою чувственных наслаждений. Пьер не любит Элен, но женится на ней: ему доставляет удовольствие даже сама мысль, что эта красивая женщина будет принадлежать ему; он, конечно, винит себя за это желание, видит в нем «что-то гадкое, плотское», но все равно женится на Элен Курагиной, прекрасно понимая, что «она глупа, дурна». Пьер Безухов винит себя за то, что чуть не убил человека – Долохова, любовника своей жены, которому, конечно, так считает Пьер, нет «никакого дела до его, Пьера, чести». Безухов полагает, что нет у него такого права: распоряжаться жизнью другого и решать «быть или не быть» другому. Такое право дано Богу, но не человеку. Поиски высокого назначения человека, духовного идеала сближают Пьера Безухова с масонами, в них он увидел обладателей истинной мудрости. Пьер, вступая в масонскую ложу, ищет духовного, нравственного обновления, надеется на то, что именно здесь «найдет возрождение к новой жизни», обретет истину. Пьер жаждет духовного обновления, нравственного самосовершенствования, желает отказаться от многих пороков, полагая, что «совершенствуя» себя, духовно «улучшая» себя, он обязательно изменит общество и мир. Под влиянием масонских идей граф Безухов решает освободить крестьян, построить для них больницы и школы, обучать крестьянских детей грамоте. Пьер отправляется в свои киевские имения: ему важно видеть, как претворяются в жизнь его начинания (воплощать все эти реформы было поручено главному управляющему, который в том не видел никакой выгоды ни для себя, ни для своего господина, потому и решил не выполнять намерения молодого барина, а лишь сделал вид, что все обязательно будет выполнено). Показные и обременительные для крестьян постройки школ, больниц, приютов он воспринимает как свидетельство улучшения крестьянской жизни. Пьеру Безухову «народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния», он был уверен в том, что устранение несовершенства жизни – дело легкое: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся». Несомненно, Пьер заблуждался: для свершения добрых дел необходимы огромные усилия. То, что не удалось совершить Пьеру, претворил в жизнь князь Андрей: в своих имениях он перечислил крестьян в вольные хлебопашцы, барщину заменил оброком, «выписал для крестьянок повитуху». Андрей Болконский не перекладывал на управляющего претворение всех реформ, а всем занимался сам, поэтому и добился таких успехов. Однако и в Пьере эта уверенность постепенно исчезает, он вскоре увидел истинные устремления некоторых масонов: многие аристократы вступали в «масонскую ложу», чтобы приобрести выгодные связи, так как среди масонов были богатые и влиятельные люди. Безухов осознает бесплодность масонских идей; мало изменили новые идеи и самого Пьера: «Жизнь его между тем шла по-прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью». Неизбежно приходит к Пьеру разочарование в «братстве каменщиков»: он видел, что многие из масонов лишь говорили о помощи ближнему, его поражало, что эти богатейшие люди России так неохотно отдавали столь малые деньги на благотворительные нужды, хотя в один вечер за карточным столом могли проигрывать целые состояния. Если прежде Пьер Безухов ощущал недостатки окружающего мира, то после разочарования в масонстве он видит, какой большой силой обладает зло. Война 1812 года вызывает в Пьере желание духовного единения со своим народом, он едет на поле Бородина, здесь ему открывается новый мир, облик простых людей, в народной среде он встречается с глубоким патриотизмом. В день Бородина, на батарее Раевского, Пьер становится свидетелем высокого героизма солдат, их умения «просто и естественно совершать подвиг». Мужество, сила простых русских людей производят на него неизгладимое впечатление: «О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны». Пьер Безухов сопоставляет себя с простыми людьми, свое отношение к жизни с их отношением к миру. Именно сейчас он остро ощущает ложность многих своих прежних убеждений, чувств, своего положения в обществе: «Они не говорят, но делают». В народной среде Безухов видит не только правду, но и силу. 42
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »