История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

45
стать в стороне от общественной жизни, уйти в мир личных чувств и переживаний, воспитывать сына:
«Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть
только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость
теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в Богучарово.
Болконский, проживший безвыездно в Богучарово два года, перечислил крестьян в вольные
хлебопашцы, в имении своего сына барщину заменил оброком, он много читает, «выписывает книги» из
столицы, размышляет о военных преобразованиях. В это время происходит возрождение князя Андрея к
жизни: поездка в Отрадное, встреча с Наташей, жажда деятельности и счастьявсе приводит к тому,
что Болконский покидает Богучарово, едет в Петербург, где активно участвует в реформах Сперанского:
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю все это, что есть во мне, надо, чтоб и
все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не
для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она
отражалась и чтобы все они жили со мною вместе».
Возникает жажда активной общественной деятельности. Однако если прежде князю
Болконскому приходилось убеждаться в ложности своих личных устремлений, то теперь он убеждается
в несостоятельности других, князь сталкивается с деспотичным, неумным Аракчеевым, с реформатором
Сперанским, который сначала производит на него большое впечатление, но затем представляется ему
самовлюбленным сочинителем малозначащих законов. Князь Андрей «живо представил себе
Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и
приложив к ним права…, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так
долго заниматься праздной работой». «Новое дело» (участие в реформах, проводимых Сперанским),
которым хотел заняться Болконский, сразу же оказывается не имеющим подлинной ценности.
Андрею Болконскому свойственна не только сила ума, но и глубина чувств. Душевная драма,
которую переживает князь Андрей после разрыва с Наташей, обостряет его философские искания, к
разным разочарованием присоединяется еще одно, самое горестное: «Вся жизнь представлялась ему
волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении.
Теперь он увидел вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины».
Андрей Болконский стремится рассматривать жизнь свою в широких связях с жизнью других
людей. В период Отечественное войны 1812 года, в Бородинском сражении, он ощущает подлинную
близость своих мыслей и желаний с желаниями народа. Пережив трагедию Аустерлица, князь понимает,
что решают участь сражения не численность войска, не диспозиция, даже не количество пушек, а та
«невидимая сила», которая называется «духом войска», настроением войска. Князь Андрей, который
прежде решил для себя, что он не будет служить, теперь командует полком, его любят солдаты и зовут
«наш князь». Болконский, как и его солдаты, собирается защищать Отечество ценою жизни, мстить
французам, т.к. те «пришли в его дом и разоряют его».
Накануне Бородинского сражения князь Андрей преисполнен веры в победу русского оружия.
Себя Болконский рассматривает как часть той большой силы, которая оказывает влияние на ход
исторических событий: «И хочешь я тебе скажу, что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра», -
говорит он Пьеру Безухову. Князь Андрей, тяжело раненный, переживает новый душевный кризис, он
приходит к выводу, что истинные отношения между людьмиэто отношения дружбы и братской
любви, он прощает своего врага, Анатоля Курагина, доставившего ему столько душевных страданий.
Братская любовь распространяется не только на близких, но и на врагов. Мысли о всеобщем прощении
рождаются вместе с чувством любви к Богу, верой в мудрость творца.
Князь Андрей Болконскийрусский интеллигент-дворянин, человек чести, совести,
достоинства, преданный Отечеству, за него отдавший жизнь свою; поиски истины, смысла жизни,
своего в ней предназначения всегда волновали Болконского. Такие люди были гордостью нации,
воплощение русского национального характера.
Старый князь Болконский
В центре романа «Война и мир» - семья князей Болконских. Исследователями неоднократно
отмечалось, что у толстовских героев существовали реальные прототипы: княжеский род Волконских, о
котором упоминается еще в летописях и который восходит к князю Черниговскому.
Графа Толстого не могла не волновать история дворянства: со стороны матери Лев Николаевич
Толстой принадлежал к старинному княжескому роду Волконских (его матушка Мария Николаевна
урожденная княжна Волконская). Да и в образе старого князя Николая Андреевича Болконского, укладе
его жизни есть «отголоски» семейных преданий. Прадед Толстого, князь Николай Волконский,
преданно и честно служивший государыне Екатерине, при Павле был отстранен от дел и сослан в свое
поместье Ясная Поляна, где прожил безвыездно и уединенно многие годы.
стать в стороне от общественной жизни, уйти в мир личных чувств и переживаний, воспитывать сына:
«Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть
только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость
теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в Богучарово.
        Болконский, проживший безвыездно в Богучарово два года, перечислил крестьян в вольные
хлебопашцы, в имении своего сына барщину заменил оброком, он много читает, «выписывает книги» из
столицы, размышляет о военных преобразованиях. В это время происходит возрождение князя Андрея к
жизни: поездка в Отрадное, встреча с Наташей, жажда деятельности и счастья – все приводит к тому,
что Болконский покидает Богучарово, едет в Петербург, где активно участвует в реформах Сперанского:
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Мало того, что я знаю все это, что есть во мне, надо, чтоб и
все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не
для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она
отражалась и чтобы все они жили со мною вместе».
        Возникает жажда активной общественной деятельности. Однако если прежде князю
Болконскому приходилось убеждаться в ложности своих личных устремлений, то теперь он убеждается
в несостоятельности других, князь сталкивается с деспотичным, неумным Аракчеевым, с реформатором
Сперанским, который сначала производит на него большое впечатление, но затем представляется ему
самовлюбленным сочинителем малозначащих законов. Князь Андрей «живо представил себе
Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и
приложив к ним права…, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так
долго заниматься праздной работой». «Новое дело» (участие в реформах, проводимых Сперанским),
которым хотел заняться Болконский, сразу же оказывается не имеющим подлинной ценности.
        Андрею Болконскому свойственна не только сила ума, но и глубина чувств. Душевная драма,
которую переживает князь Андрей после разрыва с Наташей, обостряет его философские искания, к
разным разочарованием присоединяется еще одно, самое горестное: «Вся жизнь представлялась ему
волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении.
Теперь он увидел вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины».
        Андрей Болконский стремится рассматривать жизнь свою в широких связях с жизнью других
людей. В период Отечественное войны 1812 года, в Бородинском сражении, он ощущает подлинную
близость своих мыслей и желаний с желаниями народа. Пережив трагедию Аустерлица, князь понимает,
что решают участь сражения не численность войска, не диспозиция, даже не количество пушек, а та
«невидимая сила», которая называется «духом войска», настроением войска. Князь Андрей, который
прежде решил для себя, что он не будет служить, теперь командует полком, его любят солдаты и зовут
«наш князь». Болконский, как и его солдаты, собирается защищать Отечество ценою жизни, мстить
французам, т.к. те «пришли в его дом и разоряют его».
        Накануне Бородинского сражения князь Андрей преисполнен веры в победу русского оружия.
Себя Болконский рассматривает как часть той большой силы, которая оказывает влияние на ход
исторических событий: «И хочешь я тебе скажу, что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра», -
говорит он Пьеру Безухову. Князь Андрей, тяжело раненный, переживает новый душевный кризис, он
приходит к выводу, что истинные отношения между людьми – это отношения дружбы и братской
любви, он прощает своего врага, Анатоля Курагина, доставившего ему столько душевных страданий.
Братская любовь распространяется не только на близких, но и на врагов. Мысли о всеобщем прощении
рождаются вместе с чувством любви к Богу, верой в мудрость творца.
        Князь Андрей Болконский – русский интеллигент-дворянин, человек чести, совести,
достоинства, преданный Отечеству, за него отдавший жизнь свою; поиски истины, смысла жизни,
своего в ней предназначения всегда волновали Болконского. Такие люди были гордостью нации,
воплощение русского национального характера.
        Старый князь Болконский
        В центре романа «Война и мир» - семья князей Болконских. Исследователями неоднократно
отмечалось, что у толстовских героев существовали реальные прототипы: княжеский род Волконских, о
котором упоминается еще в летописях и который восходит к князю Черниговскому.
        Графа Толстого не могла не волновать история дворянства: со стороны матери Лев Николаевич
Толстой принадлежал к старинному княжескому роду Волконских (его матушка Мария Николаевна –
урожденная княжна Волконская). Да и в образе старого князя Николая Андреевича Болконского, укладе
его жизни есть «отголоски» семейных преданий. Прадед Толстого, князь Николай Волконский,
преданно и честно служивший государыне Екатерине, при Павле был отстранен от дел и сослан в свое
поместье Ясная Поляна, где прожил безвыездно и уединенно многие годы.

                                                  45