История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

47
Современник Л.Н.Толстого Достоевский не писал о «дворянских гнездах». Писатель обратился
ко времени «раскола», нравственного, социального, религиозного и семейного. В романе «Преступление
и наказание» у всех героев нет дома. Жалкие каморки, углы не могут заменить дом; а, если нет дома - то
нет и традиции, и тогда миром начнет править «идея», та, что утверждает: все позволено.
Граф Толстой, в отличие от Достоевского, прекрасно знал, какую роль в жизни каждого человека
играют дом и семья. Лев Николаевич был главой большой семьи, гордился ее многочисленностью, дал
всем своим детям прекрасное образование и воспитание. Наверное, поэтому ему так важно было
показать в своем романе мир семьи. Пожалуй, идеалом автора явилась семья Ростовых. Любовью и
добром, взаимопониманием наполнены отношения между членами этой семьи. Это мир радости,
искренних человеческих чувств, где все готовы поддержать друг друга, выслушать и помочь. Это
действительно целый «мир», со своей философией, этикой, психологией и красотой духовной.
Замечателен и самобытен глава этой семьиграф Илья Ростов, человек не- молодой, но
радующийся жизни, принимающий ее во всех проявлениях. Граф добр и бесхитростен, гостеприимен,
его дом всегда полон гостей и друзей. Пожалуй, неслучайно автор сразу пишет о семейном празднике
именинах (в семье две именинницыграфиня и Наташа). Старый граф весел и счастлив, прост в
общении, он с удовольствием танцует с Марьей Дмитриевной Ахросимовой «Данилу Купора».
Европейский танец в русском быту был превращен в «развеселого трепачка» и свидетельствовал о
преобладании у Ростовых русской традиции над европейской культурой (кстати, граф Илья Ростов
дурно изъясняется по-французски). В том, как Илья Андреич «вывертывал ноги, слегка притопывая, как
он все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков»,
как Марья Дмитриевна гордо стояла и лишь немногими движениями отвечала на пляску партнера была
именно русская традиция. Наверное, поэтому танец графа и Марьи Дмитриевны вызвал такой восторг не
только гостей, но и всей дворни, вдруг «высыпавшей из всех дверей зала». В этом эпизоде -
своеобразное духовное единение дворянства, лучших его представителей, со своим народом.
Наташа, воспитанная в этой семье, «русская душою», как и пушкинская героиня Татьяна,
прекрасно поймет всю прелесть и размах русской народной песни и пляски. Автор размышляет лишь о
том, откуда в ней, этой графиничке, воспитанной гувернанткой-француженкой, этот дух, это ощущение
близости к народу. Большой восторг в Наташе вызовет игра дядюшки на гитаре и его пение: он «пел так,
поет народ», и именно от этого его «бессознательный напев был необыкновенно хорош». Наташа,
«русская душою, сама не зная почему», всем своим существом откликнулась на дядюшкину игру. Она
почувствовала в ней ту русскую стихию, которая ей самой была так сродни. Дух и приемы ее «были те
самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», она «умела понять все
то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Русские национальные черты, свойственные этой семье, особенно отчетливо проявляются во
время охоты и зимних праздников (Святки). Пожалуй, национальный колорит подчеркивается
своеобразным единством всей семьи Ростовых, жизнью природы. Русская природа оказывается
созвучной духовному миру старого графа, Наташи, Николеньки. Толстой вновь показывает нам
духовные единения всех Ростовых между собой и созвучие их жизни и жизни народной. Весь
«отрадненский» мир собрался на охоту. Николай и Наташа именно здесь представлены в таком полном
и свободном и таком искреннем проявлении всех своих чувств здесь, среди родной природы. В этой
деревенской глуши им все особенно дорого: и запах «вянущего» леса, и глянцевито-мокрая черная
земля, и погода охотников за волком. Впечатления охоты надолго останутся в памяти Николая, и,
впоследствии, во время атаки он невольно подчиняет восприятие действительности своим
воспоминаниям о жизни в Отрадном. Для Николая Ростова, который тоже мечтал о славе, подвиге,
военной карьере, впоследствии, самым настоящим миром будет мир семьи. Ему представляется, что нет,
наверное, более замечательного в жизни человека, как жить в поместье, вести хозяйство, заниматься
крестьянами, жениться, растить детей, обрести, в конце концов, уют и покой, а потом, собрав урожай и
завершив дела, отправляться на охоту. В этом ли не счастье? И Наташа именно здесь незаметно для себя
«усваивает» тот «русский дух», который так неожиданно проявляется в ней во время пляски у дядюшки.
Русское, национальное начала являются тем основанием, что объединяет ростовскую семью,
проявляется в каждом из них, созвучно их внутреннему миру, является неотъемлемой частью их
духовной жизни. Толстой, следуя пушкинской традиции, показывает быт усадьбы, ту патриархальную
среду, в которой происходило становление духовного начала Наташи, Николеньки, что единило всех
Ростовых. В дворянской усадьбедворянском гнезде») происходило некое своеобразное духовное
единение, приближение дворянина к жизни народной, там шло приобщение к общему и великому
движению жизни народной: так, на Святках ряженые дворовое, принеся с собой холод и веселье,
«вытеснились в залу и начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Несомненно, все это
        Современник Л.Н.Толстого Достоевский не писал о «дворянских гнездах». Писатель обратился
ко времени «раскола», нравственного, социального, религиозного и семейного. В романе «Преступление
и наказание» у всех героев нет дома. Жалкие каморки, углы не могут заменить дом; а, если нет дома - то
нет и традиции, и тогда миром начнет править «идея», та, что утверждает: все позволено.
        Граф Толстой, в отличие от Достоевского, прекрасно знал, какую роль в жизни каждого человека
играют дом и семья. Лев Николаевич был главой большой семьи, гордился ее многочисленностью, дал
всем своим детям прекрасное образование и воспитание. Наверное, поэтому ему так важно было
показать в своем романе мир семьи. Пожалуй, идеалом автора явилась семья Ростовых. Любовью и
добром, взаимопониманием наполнены отношения между членами этой семьи. Это мир радости,
искренних человеческих чувств, где все готовы поддержать друг друга, выслушать и помочь. Это
действительно целый «мир», со своей философией, этикой, психологией и красотой духовной.
        Замечателен и самобытен глава этой семьи – граф Илья Ростов, человек не- молодой, но
радующийся жизни, принимающий ее во всех проявлениях. Граф добр и бесхитростен, гостеприимен,
его дом всегда полон гостей и друзей. Пожалуй, неслучайно автор сразу пишет о семейном празднике –
именинах (в семье две именинницы – графиня и Наташа). Старый граф весел и счастлив, прост в
общении, он с удовольствием танцует с Марьей Дмитриевной Ахросимовой «Данилу Купора».
Европейский танец в русском быту был превращен в «развеселого трепачка» и свидетельствовал о
преобладании у Ростовых русской традиции над европейской культурой (кстати, граф Илья Ростов
дурно изъясняется по-французски). В том, как Илья Андреич «вывертывал ноги, слегка притопывая, как
он все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков»,
как Марья Дмитриевна гордо стояла и лишь немногими движениями отвечала на пляску партнера была
именно русская традиция. Наверное, поэтому танец графа и Марьи Дмитриевны вызвал такой восторг не
только гостей, но и всей дворни, вдруг «высыпавшей из всех дверей зала». В этом эпизоде -
своеобразное духовное единение дворянства, лучших его представителей, со своим народом.
        Наташа, воспитанная в этой семье, «русская душою», как и пушкинская героиня Татьяна,
прекрасно поймет всю прелесть и размах русской народной песни и пляски. Автор размышляет лишь о
том, откуда в ней, этой графиничке, воспитанной гувернанткой-француженкой, этот дух, это ощущение
близости к народу. Большой восторг в Наташе вызовет игра дядюшки на гитаре и его пение: он «пел так,
поет народ», и именно от этого его «бессознательный напев был необыкновенно хорош». Наташа,
«русская душою, сама не зная почему», всем своим существом откликнулась на дядюшкину игру. Она
почувствовала в ней ту русскую стихию, которая ей самой была так сродни. Дух и приемы ее «были те
самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», она «умела понять все
то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
        Русские национальные черты, свойственные этой семье, особенно отчетливо проявляются во
время охоты и зимних праздников (Святки). Пожалуй, национальный колорит подчеркивается
своеобразным единством всей семьи Ростовых, жизнью природы. Русская природа оказывается
созвучной духовному миру старого графа, Наташи, Николеньки. Толстой вновь показывает нам
духовные единения всех Ростовых между собой и созвучие их жизни и жизни народной. Весь
«отрадненский» мир собрался на охоту. Николай и Наташа именно здесь представлены в таком полном
и свободном и таком искреннем проявлении всех своих чувств здесь, среди родной природы. В этой
деревенской глуши им все особенно дорого: и запах «вянущего» леса, и глянцевито-мокрая черная
земля, и погода охотников за волком. Впечатления охоты надолго останутся в памяти Николая, и,
впоследствии, во время атаки он невольно подчиняет восприятие действительности своим
воспоминаниям о жизни в Отрадном. Для Николая Ростова, который тоже мечтал о славе, подвиге,
военной карьере, впоследствии, самым настоящим миром будет мир семьи. Ему представляется, что нет,
наверное, более замечательного в жизни человека, как жить в поместье, вести хозяйство, заниматься
крестьянами, жениться, растить детей, обрести, в конце концов, уют и покой, а потом, собрав урожай и
завершив дела, отправляться на охоту. В этом ли не счастье? И Наташа именно здесь незаметно для себя
«усваивает» тот «русский дух», который так неожиданно проявляется в ней во время пляски у дядюшки.
        Русское, национальное начала являются тем основанием, что объединяет ростовскую семью,
проявляется в каждом из них, созвучно их внутреннему миру, является неотъемлемой частью их
духовной жизни. Толстой, следуя пушкинской традиции, показывает быт усадьбы, ту патриархальную
среду, в которой происходило становление духовного начала Наташи, Николеньки, что единило всех
Ростовых. В дворянской усадьбе («дворянском гнезде») происходило некое своеобразное духовное
единение, приближение дворянина к жизни народной, там шло приобщение к общему и великому
движению жизни народной: так, на Святках ряженые дворовое, принеся с собой холод и веселье,
«вытеснились в залу… и начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Несомненно, все это

                                                 47