ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
48
национальное начало «вливается» в духовный мир семьи Ростовых, становясь органической сущностью
каждого из них. Увлекшись примером дворовых, Ростовы «перерядились и сами», а затем вместе с ними
помчались в нескольких тройках к соседям, по пути Николай «пустился наперегонки с кучером
Захаром», правившим другой тройкой. Уже в усадьбе соседей – Мелюковых – во время русских плясок
и хороводов молодые Ростовы и дворовые соединились в один большой круг и начались святочные
игры. По возвращении домой Наташа и Соня (в соответствии с традицией Жуковского и Пушкина)
принялись за святочные гадания, наставницей же их была горничная Дуняша. Эти эпизоды
свидетельствуют о поэтическом мире ростовской семьи. Все Ростовы объединены семейным укладом,
сохранившем все духовные начала и традиции.
Не случайно в центре романа – мир ростовской семьи, с ее духовностью, национальностью,
нравственностью. Толстой с грустью замечал, что, к сожалению, в жизни дворянства семейное начало
постепенно теряло свою первенствующую роль, по сути, даже Пьер Безухов – человек вне семьи до той
поры, пока не соединит свою судьбу с Наташей, не говоря уже о Курагиных –некое «случайное
семейство», следуя определению Достоевского. Лев Толстой понимал, сколь пагубна для человеческой
личности утрата семьи, это влечет за собой утрату традиции. Тургенев («певец дворянских гнезд»)
также пишет об утрате семейных очагов. По сути, все его лучшие герои бесприютны, они вечные
скитальцы, не имеющие ни семьи, ни дома. Таковы Дмитрий Рудин, Федор Лаврецкий, Евгений Базаров,
Павел Кирсанов. Граф Л.Н. Толстой, чутко реагирующий на все происходящее в мире, понимал, как
важна семья и какую она представляет ценность, ведь на ней все основано: общество, да и весь мир.
Мир семьи оказывал огромнейшее влияние на духовное развитие и становление личности. Русские
семьи – Аксаковых, Киреевских, Карамзиных, Одоевских и других - были носителями культуры и
нравственности.
Наташа «русскою душою» могла сформироваться только в атмосфере семьи Ростовых, в мире,
основанном на любви, добросердечности, взаимопонимании, искренности и уважении. Толстой покажет,
как преданы друг другу родители этой большой семьи, расскажет о готовности Ильи Андреича
рыцарски служить «графинюшке», его заботах о том, чтобы жизнь семьи была наполнена светлыми
праздниками, его отцовских чувствах и материнских переживаниях самой графини Натальи; Наташа
обожает отца, она безупречно правдива в отношениях с матерью; Николай испытывает глубокую
духовную привязанность к родительскому дому, нежно любит своих близких. Однако Лев Толстой не
идеализирует быт семьи Ростовых, а пишет об их разорении, о неумении старого графа вести дела и
управлять поместьем, об огромном карточном проигрыше Николая (30 тысяч), который, несомненно,
вносит свою лепту в разорение. Заметим, что черты семейной идиллии не являются вымыслом Толстого,
они действительно имели место у Аксаковых, Гоголей, Толстых и были своеобразной характерной
чертой времени.
Национальное начало, которое так свойственно Ростовской семье, проявляется во всей своей
силе и яркости в трагические дни Отечественной войны 1812 года. Ростовы покидают Москву, не желая
оставаться в городе, захваченном врагом. По требованию старого графа, на подводах должны вывезти
все семейное достояние: картины, ценности, серебро. Однако Наташа узнаёт, что в древней столице
должны будут остаться раненые, ибо их не на чем отправить из города. «Наташа русскою душою,
сознающая весь трагизм происходящего, не может позволить, чтобы раненые остались на милость
победителям, стыд и гнев испытывает она: «Это нельзя…это ни на что не похоже…вы посмотрите
только, что на дворе…Это не может быть». И тогда разгневанная Наташа требует, чтобы отец установил
справедливость. Нельзя дать совершиться неправому делу, безнравственно оставлять раненых солдат и
офицеров, которые ценою своей жизни защищали Отечество, сражались за Москву. Граф Илья Андреич
отдает указание оставить ценности, но забрать раненых, и вся дворня с радостью принялась выполнять
приказания графа Ростова, освобождая для раненых телеги. Вслед за Ростовыми и другие дворянские
семьи начали отдавать раненым свои повозки. Ростовы тем самым довершают свое разорение, но
руководствуются они не меркантильными интересами, а чувством долга, сознанием своей собственной
ответственности за происходящее. Ни Наташа, ни старый граф не могли поступить иначе. Это чувство
Толстой называл «скрытой теплотой русского патриотизма», и оно было свойственно не только простым
русским людям, солдатам и крестьянам, но и лучшим представителям дворянства, каковыми и являлись
Ростовы.
Светлым и радостным рисует Толстой мир ростовской семьи: здесь гармония и счастье – вот то
главное, к чему стремится каждый человек. Только благодаря семье происходит становление и развитие
личности, ее способность к «самосостоянию». О «самосостоянии» писал А.С. Пушкин: «Два чувства
дивно близки нам, в них обретает сердце пищу, любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим
гробам». Великий поэт писал о преемственности, о «связи времен», что так важна для всех поколений.
национальное начало «вливается» в духовный мир семьи Ростовых, становясь органической сущностью каждого из них. Увлекшись примером дворовых, Ростовы «перерядились и сами», а затем вместе с ними помчались в нескольких тройках к соседям, по пути Николай «пустился наперегонки с кучером Захаром», правившим другой тройкой. Уже в усадьбе соседей – Мелюковых – во время русских плясок и хороводов молодые Ростовы и дворовые соединились в один большой круг и начались святочные игры. По возвращении домой Наташа и Соня (в соответствии с традицией Жуковского и Пушкина) принялись за святочные гадания, наставницей же их была горничная Дуняша. Эти эпизоды свидетельствуют о поэтическом мире ростовской семьи. Все Ростовы объединены семейным укладом, сохранившем все духовные начала и традиции. Не случайно в центре романа – мир ростовской семьи, с ее духовностью, национальностью, нравственностью. Толстой с грустью замечал, что, к сожалению, в жизни дворянства семейное начало постепенно теряло свою первенствующую роль, по сути, даже Пьер Безухов – человек вне семьи до той поры, пока не соединит свою судьбу с Наташей, не говоря уже о Курагиных –некое «случайное семейство», следуя определению Достоевского. Лев Толстой понимал, сколь пагубна для человеческой личности утрата семьи, это влечет за собой утрату традиции. Тургенев («певец дворянских гнезд») также пишет об утрате семейных очагов. По сути, все его лучшие герои бесприютны, они вечные скитальцы, не имеющие ни семьи, ни дома. Таковы Дмитрий Рудин, Федор Лаврецкий, Евгений Базаров, Павел Кирсанов. Граф Л.Н. Толстой, чутко реагирующий на все происходящее в мире, понимал, как важна семья и какую она представляет ценность, ведь на ней все основано: общество, да и весь мир. Мир семьи оказывал огромнейшее влияние на духовное развитие и становление личности. Русские семьи – Аксаковых, Киреевских, Карамзиных, Одоевских и других - были носителями культуры и нравственности. Наташа «русскою душою» могла сформироваться только в атмосфере семьи Ростовых, в мире, основанном на любви, добросердечности, взаимопонимании, искренности и уважении. Толстой покажет, как преданы друг другу родители этой большой семьи, расскажет о готовности Ильи Андреича рыцарски служить «графинюшке», его заботах о том, чтобы жизнь семьи была наполнена светлыми праздниками, его отцовских чувствах и материнских переживаниях самой графини Натальи; Наташа обожает отца, она безупречно правдива в отношениях с матерью; Николай испытывает глубокую духовную привязанность к родительскому дому, нежно любит своих близких. Однако Лев Толстой не идеализирует быт семьи Ростовых, а пишет об их разорении, о неумении старого графа вести дела и управлять поместьем, об огромном карточном проигрыше Николая (30 тысяч), который, несомненно, вносит свою лепту в разорение. Заметим, что черты семейной идиллии не являются вымыслом Толстого, они действительно имели место у Аксаковых, Гоголей, Толстых и были своеобразной характерной чертой времени. Национальное начало, которое так свойственно Ростовской семье, проявляется во всей своей силе и яркости в трагические дни Отечественной войны 1812 года. Ростовы покидают Москву, не желая оставаться в городе, захваченном врагом. По требованию старого графа, на подводах должны вывезти все семейное достояние: картины, ценности, серебро. Однако Наташа узнаёт, что в древней столице должны будут остаться раненые, ибо их не на чем отправить из города. «Наташа русскою душою, сознающая весь трагизм происходящего, не может позволить, чтобы раненые остались на милость победителям, стыд и гнев испытывает она: «Это нельзя…это ни на что не похоже…вы посмотрите только, что на дворе…Это не может быть». И тогда разгневанная Наташа требует, чтобы отец установил справедливость. Нельзя дать совершиться неправому делу, безнравственно оставлять раненых солдат и офицеров, которые ценою своей жизни защищали Отечество, сражались за Москву. Граф Илья Андреич отдает указание оставить ценности, но забрать раненых, и вся дворня с радостью принялась выполнять приказания графа Ростова, освобождая для раненых телеги. Вслед за Ростовыми и другие дворянские семьи начали отдавать раненым свои повозки. Ростовы тем самым довершают свое разорение, но руководствуются они не меркантильными интересами, а чувством долга, сознанием своей собственной ответственности за происходящее. Ни Наташа, ни старый граф не могли поступить иначе. Это чувство Толстой называл «скрытой теплотой русского патриотизма», и оно было свойственно не только простым русским людям, солдатам и крестьянам, но и лучшим представителям дворянства, каковыми и являлись Ростовы. Светлым и радостным рисует Толстой мир ростовской семьи: здесь гармония и счастье – вот то главное, к чему стремится каждый человек. Только благодаря семье происходит становление и развитие личности, ее способность к «самосостоянию». О «самосостоянии» писал А.С. Пушкин: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу, любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Великий поэт писал о преемственности, о «связи времен», что так важна для всех поколений. 48
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »