История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

46
О старом князе Николае Андреевиче Болконском впервые говорят в великосветской гостиной
Анны Павловны Шерер, называют его "Прусским королем». Такое прозвание Николай Болконский
получил за уединенный образ жизни (многие годы старый князь живет в имении Лысые Горы, никуда не
выезжая), за жесткий нрав, за гордость и независимость. Кстати, гордостьотличительная черта всех
Болконских. Гордость отличает и князя Андрея, и княжну Марью. В романе Толстой пишет об
«особенной, болконской гордости». Заметим, что портретные черта деда Л.Толстогокнязя
Волконского, использованные в образе опального генерал-аншефа, нисколько не уменьшили
типичности характера старого князя и бытового уклада, установленного им в своей семье. Толстому
важно показать, что в Лысых Горах огромно влияние того уклада дворянской жизни, который
сформировался в 18 веке: следование строгому, ничем не нарушаемому порядку, полная независимость,
рационализм, суровость воспитания, активность: «Он (старый князь) сам занимался воспитанием своей
дочери...». Мы знаем о том, что граф Лев Николаевич Толстой прожил многие годы в своем имении
Ясная Поляна, и не случайно он с такой «теплотой» описывает быт Болконских, мировосприятие
старого князя, утверждавшего, что «есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что
есть только две добродетели: деятельность и ум».
Лысые Горы много раз описаны в романе «Война и мир»: приезд князя Андрея к отцу перед
войной 1805 года, сватовство Анатоля к княжне, смерть маленькой княгини Лизы и возвращение князя
Андрея, приезд Пьера в 1807 году, начало Отечественной войны 1812 года. В каждом из этих эпизодов
жизнь в Лысых Горах раскрывается в новом аспекте. Вместе с тем, в центре лысогорского миракнязь
Николай Андреевич Болконский. Лысые Горы были как бы «заколдованным заснувшим замком».
Гордую независимость разума старый князь вынес из военно-государственной школы 18 века, его жизнь
представляет собой строгий ритуал (цитаты), где суровый режим суворовского генерала занимает
особое место. Обязательный физический труд и почти придворный этикет с выходами и приемами;
патриотизм суворовской школы и деспотизм; тонкий ум в оценке людей (от маленькой княгини до
Наполеона), глубоко скрытая, редко прорывающаяся наружу сердечность, мужественная сдержанность
чувства и строгость по отношению к самым близким людям. Характер старого князя определился в
предшествующую эпоху и, конечно, оказывал огромное влияние на быт лысогорской усадьбы. Кроме
того, Николая Андреевича Болконского отличают благородство, подлинная честность и прямота.
Вместе с тем Толстой показал, как глубоко в сознании старого князя укоренилась идея
государственного величия Россиитрадиции петровской государственности. Николай Андреевич
Болконский с нескрываемым презрением относится к новой военной системе, объясняя успехи
Бонапарта бездарностью генералов. Только в русской суворовской школе видел он залог воинской славы
России и не мог примириться с тем, что сын смотрит на Бонапарта как на новейший и наиболее высокий
образец полководческого искусства. Однако при всем своем недоверии к генералитету Александра 1,
старый князь отличал Кутузова и именно ему поручил своего сына. Провожая князя Андрея, он требовал
от него доблестного и бесстрашного служения русской воинской славе. В изображении Льва
Николаевича Толстого князья Болконскиелюди чести и долга, они всегда верно служили государю и
Отечеству. Так служил старый князь, такое же духовное наставление он дает и сыну своемукнязю
Андрею. Николай Андреевич, провожая сына на войну, говорит о том, что ему, «старику больно будет»,
если князя Андрея убьют, но «будет еще больнее», если Андрей будет «вести себя не как сын князя
Болконского», т.е. запятнает свою дворянскую честь. Лев Толстой, обращаясь к вопросам дворянской
чести, несомненно, продолжает традицию Пушкина: «Береги честь смолоду» («Капитанская дочка); как
и Пушкин, Толстой пишет о дворянской культуре с теплотой и любовью.
«Мысль семейная» в романе «Война и мир»
Л.Н.Толстой писал в дневнике: «В «Войне и мире» я любил мысль народную». Пожалуй, с тем
же правом этот великий русский писатель мог бы сказать и о том, что «мысль семейная» стала центром
его произведения.
Тема семьи, «дворянских гнезд» - одна из важнейших в русской литературе. Иван Тургенев,
современник Толстого, пишет роман «Дворянское гнездо», в котором понятие «дворянского гнезда»
включает в себя не только усадьбу, дом, где живет семья, но историю рода дворянского, традиции,
понятия нравственные. Дом и «дворянские гнезда», конечно, включают в себя прежде всего понятие
традиции, связующей человека с прошлым, самой историей, Отечеством. Тургенев и Толстой,
обращаясь к теме семьи и дома, продолжали пушкинскую традицию (роман «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»). А вместе с тем именно Толстой пойдет, пожалуй, далее Пушкина. Ростовы и
Болконские, духовный мир их семей в романе «Война и мир» сопряжен с ходом самой истории,
предопределен им.
        О старом князе Николае Андреевиче Болконском впервые говорят в великосветской гостиной
Анны Павловны Шерер, называют его "Прусским королем». Такое прозвание Николай Болконский
получил за уединенный образ жизни (многие годы старый князь живет в имении Лысые Горы, никуда не
выезжая), за жесткий нрав, за гордость и независимость. Кстати, гордость – отличительная черта всех
Болконских. Гордость отличает и князя Андрея, и княжну Марью. В романе Толстой пишет об
«особенной, болконской гордости». Заметим, что портретные черта деда Л.Толстого – князя
Волконского, использованные в образе опального генерал-аншефа, нисколько не уменьшили
типичности характера старого князя и бытового уклада, установленного им в своей семье. Толстому
важно показать, что в Лысых Горах огромно влияние того уклада дворянской жизни, который
сформировался в 18 веке: следование строгому, ничем не нарушаемому порядку, полная независимость,
рационализм, суровость воспитания, активность: «Он (старый князь) сам занимался воспитанием своей
дочери...». Мы знаем о том, что граф Лев Николаевич Толстой прожил многие годы в своем имении
Ясная Поляна, и не случайно он с такой «теплотой» описывает быт Болконских, мировосприятие
старого князя, утверждавшего, что «есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что
есть только две добродетели: деятельность и ум».
        Лысые Горы много раз описаны в романе «Война и мир»: приезд князя Андрея к отцу перед
войной 1805 года, сватовство Анатоля к княжне, смерть маленькой княгини Лизы и возвращение князя
Андрея, приезд Пьера в 1807 году, начало Отечественной войны 1812 года. В каждом из этих эпизодов
жизнь в Лысых Горах раскрывается в новом аспекте. Вместе с тем, в центре лысогорского мира – князь
Николай Андреевич Болконский. Лысые Горы были как бы «заколдованным заснувшим замком».
Гордую независимость разума старый князь вынес из военно-государственной школы 18 века, его жизнь
представляет собой строгий ритуал (цитаты), где суровый режим суворовского генерала занимает
особое место. Обязательный физический труд и почти придворный этикет с выходами и приемами;
патриотизм суворовской школы и деспотизм; тонкий ум в оценке людей (от маленькой княгини до
Наполеона), глубоко скрытая, редко прорывающаяся наружу сердечность, мужественная сдержанность
чувства и строгость по отношению к самым близким людям. Характер старого князя определился в
предшествующую эпоху и, конечно, оказывал огромное влияние на быт лысогорской усадьбы. Кроме
того, Николая Андреевича Болконского отличают благородство, подлинная честность и прямота.
        Вместе с тем Толстой показал, как глубоко в сознании старого князя укоренилась идея
государственного величия России – традиции петровской государственности. Николай Андреевич
Болконский с нескрываемым презрением относится к новой военной системе, объясняя успехи
Бонапарта бездарностью генералов. Только в русской суворовской школе видел он залог воинской славы
России и не мог примириться с тем, что сын смотрит на Бонапарта как на новейший и наиболее высокий
образец полководческого искусства. Однако при всем своем недоверии к генералитету Александра 1,
старый князь отличал Кутузова и именно ему поручил своего сына. Провожая князя Андрея, он требовал
от него доблестного и бесстрашного служения русской воинской славе. В изображении Льва
Николаевича Толстого князья Болконские – люди чести и долга, они всегда верно служили государю и
Отечеству. Так служил старый князь, такое же духовное наставление он дает и сыну своему – князю
Андрею. Николай Андреевич, провожая сына на войну, говорит о том, что ему, «старику больно будет»,
если князя Андрея убьют, но «будет еще больнее», если Андрей будет «вести себя не как сын князя
Болконского», т.е. запятнает свою дворянскую честь. Лев Толстой, обращаясь к вопросам дворянской
чести, несомненно, продолжает традицию Пушкина: «Береги честь смолоду» («Капитанская дочка); как
и Пушкин, Толстой пишет о дворянской культуре с теплотой и любовью.
«Мысль семейная» в романе «Война и мир»
       Л.Н.Толстой писал в дневнике: «В «Войне и мире» я любил мысль народную». Пожалуй, с тем
же правом этот великий русский писатель мог бы сказать и о том, что «мысль семейная» стала центром
его произведения.
       Тема семьи, «дворянских гнезд» - одна из важнейших в русской литературе. Иван Тургенев,
современник Толстого, пишет роман «Дворянское гнездо», в котором понятие «дворянского гнезда»
включает в себя не только усадьбу, дом, где живет семья, но историю рода дворянского, традиции,
понятия нравственные. Дом и «дворянские гнезда», конечно, включают в себя прежде всего понятие
традиции, связующей человека с прошлым, самой историей, Отечеством. Тургенев и Толстой,
обращаясь к теме семьи и дома, продолжали пушкинскую традицию (роман «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»). А вместе с тем именно Толстой пойдет, пожалуй, далее Пушкина. Ростовы и
Болконские, духовный мир их семей в романе «Война и мир» сопряжен с ходом самой истории,
предопределен им.


                                                46