ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
49
Портретная характеристика
"Люди, как реки...", — писал Л.Н.Толстой. Художник, изображая своих героев, всегда оценивал
их с помощью главного жизненного критерия — добра, нравственной чистоты, духовной связи с
народом. Толстой стремился показать "диалектику души", т.е. внутреннее развитие человека. Конечно,
не все персонажи романа показаны в развитии, а только те, кто способен, пройдя через страдания и
душевные потрясения, измениться нравственно.
Писатель Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» явился создателем психологического
портрета. Духовный мир человека интересует автора, и ему важно было передать динамику душевной
жизни. Душевное состояние, несомненно, всегда динамично. Толстой-реалист, верный
действительности, не может не показывать душевный мир человека в его движении. Внутренний мир
человека Л.Толстой раскрывает через портрет.
Так, в образе Платона Каратаева (Платон Каратаев, с точки зрения Толстого, явился выражением
всего русского) писатель сделал как бы «невозможное возможным»: сумел найти «живую личность»
даже в «безличности». Платон Каратаев – выражение особенной «круглости», впечатление от которой
поразительно-наглядное и возникает как из духовного, так и внешнего облика: «круглое тело», «круглая
голова», «круглые движения», «круглые речи», у него даже глаза «круглые». Таким образом, Платон
Каратаев – самое малое и самое великое, он – начало и конец. А вместе с тем Каратаев – часть
всенародной, всечеловеческой, вселенской жизни. Таким образом, тот же Платон Каратаев, несмотря на
свою безличность, кажется особенным, единственным. Благодаря портрету («совершенно круглый») в
памяти нашей, как и в памяти Пьера Безухова, Каратаев запечатлевается живым олицетворением всего
русского, национального. Платон Каратаев, по мнению Толстого, является нравственным символом.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» редко дает полную портретную характеристику своим
героям. Так, и Пьер Безухов и Андрей Болконский – главные герои книги – получают при своем появлении в
великосветской гостиной Анны Павловны достаточно краткое описание. Немногие внешние портретные черты
Пьера («массивный», «толстый», «в очках», «стриженый») дополняются важной психологической
характеристикой: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Больше о Пьере ничего не
сказано, но с этого момента образ его раскрывается через психологию, убеждения, поступки. Так, портретная
характеристика, данная автором Пьеру, как нельзя лучше раскрывает его сложный внутренний мир, а
«естественный взгляд» – это именно то, что отличает Безухова от светской «черни». Недаром князь Андрей
заметит: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…».
Пьер Безухов отличается независимостью своих взглядов, убеждений, добрым отношением к
людям. «Умный и внимательный» взгляд Пьера, который так «страшит» Анну Павловну,
свидетельствует о его высоком интеллекте и духовных качествах. Искренность и естественность – вот,
что отличает Пьера Безухова от светского общества, он испытывает чувство недовольства собой,
стремится измениться, стать лучше, сомневается в своих поступках и делах. Столь же кратко, как и
Пьер, представлен князь Андрей Болконский: «В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо
это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был
небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами".
В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, жизнь человека, его судьба, является
основной темой Толстого, при этом писатель особенно подчеркивает изменения, «переломы». В связи с
этим различия между начальным и конечным этапами развития образа столь очевидны. Толстовские
герои (Пьер, князь Андрей, Наташа) претерпевают значительные изменения: Болконский в гостиной
Анны Павловны, скучающий и высокомерный офицер-аристократ, мечтающий о "Тулоне", и
Болконский на Бородинском поле, командир пехотного полка, отказавшийся служить в штабе, друг
Тимохина, воин, сознательно идущий на смерть во имя спасения Отечества. А между этими этапами
множество «промежуточных звеньев», когда в человеке возникают новые взгляд и привычки, иногда
совершенно меняя самого человека даже внешне. Вспомним «потухший, безжизненный» взгляд князя
Андрея, который так поразил Пьера, когда он увидел своего друга после двухлетнего перерыва. Этот
«потухший и безжизненный» взгляд свидетельствует о глубоких душевных страданиях Андрея
Болконского, решившего «жить только для себя, не причиняя никому зла, избегая угрызений совести и
болезней близких»: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и
болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол:
вот вся моя мудрость теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в
Богучарово. (портрет Болконского в Богучарово). Портретная характеристика князя Болконского, данная
через восприятие Безухова, - зеркальное отражение того внутреннего перелома, который приведет к
коренным изменениям всех его взглядов. В Богучарово князь Андрей почувствовал (и это было самое
важное), что основная проблема жизни ставится для него совершенно иначе. То, что ранее было для
Андрея Болконского понятно и достойно уважения (мечты о личной славе, «своем» Тулоне), стало
Портретная характеристика "Люди, как реки...", — писал Л.Н.Толстой. Художник, изображая своих героев, всегда оценивал их с помощью главного жизненного критерия — добра, нравственной чистоты, духовной связи с народом. Толстой стремился показать "диалектику души", т.е. внутреннее развитие человека. Конечно, не все персонажи романа показаны в развитии, а только те, кто способен, пройдя через страдания и душевные потрясения, измениться нравственно. Писатель Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» явился создателем психологического портрета. Духовный мир человека интересует автора, и ему важно было передать динамику душевной жизни. Душевное состояние, несомненно, всегда динамично. Толстой-реалист, верный действительности, не может не показывать душевный мир человека в его движении. Внутренний мир человека Л.Толстой раскрывает через портрет. Так, в образе Платона Каратаева (Платон Каратаев, с точки зрения Толстого, явился выражением всего русского) писатель сделал как бы «невозможное возможным»: сумел найти «живую личность» даже в «безличности». Платон Каратаев – выражение особенной «круглости», впечатление от которой поразительно-наглядное и возникает как из духовного, так и внешнего облика: «круглое тело», «круглая голова», «круглые движения», «круглые речи», у него даже глаза «круглые». Таким образом, Платон Каратаев – самое малое и самое великое, он – начало и конец. А вместе с тем Каратаев – часть всенародной, всечеловеческой, вселенской жизни. Таким образом, тот же Платон Каратаев, несмотря на свою безличность, кажется особенным, единственным. Благодаря портрету («совершенно круглый») в памяти нашей, как и в памяти Пьера Безухова, Каратаев запечатлевается живым олицетворением всего русского, национального. Платон Каратаев, по мнению Толстого, является нравственным символом. Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» редко дает полную портретную характеристику своим героям. Так, и Пьер Безухов и Андрей Болконский – главные герои книги – получают при своем появлении в великосветской гостиной Анны Павловны достаточно краткое описание. Немногие внешние портретные черты Пьера («массивный», «толстый», «в очках», «стриженый») дополняются важной психологической характеристикой: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Больше о Пьере ничего не сказано, но с этого момента образ его раскрывается через психологию, убеждения, поступки. Так, портретная характеристика, данная автором Пьеру, как нельзя лучше раскрывает его сложный внутренний мир, а «естественный взгляд» – это именно то, что отличает Безухова от светской «черни». Недаром князь Андрей заметит: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…». Пьер Безухов отличается независимостью своих взглядов, убеждений, добрым отношением к людям. «Умный и внимательный» взгляд Пьера, который так «страшит» Анну Павловну, свидетельствует о его высоком интеллекте и духовных качествах. Искренность и естественность – вот, что отличает Пьера Безухова от светского общества, он испытывает чувство недовольства собой, стремится измениться, стать лучше, сомневается в своих поступках и делах. Столь же кратко, как и Пьер, представлен князь Андрей Болконский: «В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами". В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, жизнь человека, его судьба, является основной темой Толстого, при этом писатель особенно подчеркивает изменения, «переломы». В связи с этим различия между начальным и конечным этапами развития образа столь очевидны. Толстовские герои (Пьер, князь Андрей, Наташа) претерпевают значительные изменения: Болконский в гостиной Анны Павловны, скучающий и высокомерный офицер-аристократ, мечтающий о "Тулоне", и Болконский на Бородинском поле, командир пехотного полка, отказавшийся служить в штабе, друг Тимохина, воин, сознательно идущий на смерть во имя спасения Отечества. А между этими этапами множество «промежуточных звеньев», когда в человеке возникают новые взгляд и привычки, иногда совершенно меняя самого человека даже внешне. Вспомним «потухший, безжизненный» взгляд князя Андрея, который так поразил Пьера, когда он увидел своего друга после двухлетнего перерыва. Этот «потухший и безжизненный» взгляд свидетельствует о глубоких душевных страданиях Андрея Болконского, решившего «жить только для себя, не причиняя никому зла, избегая угрызений совести и болезней близких»: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в Богучарово. (портрет Болконского в Богучарово). Портретная характеристика князя Болконского, данная через восприятие Безухова, - зеркальное отражение того внутреннего перелома, который приведет к коренным изменениям всех его взглядов. В Богучарово князь Андрей почувствовал (и это было самое важное), что основная проблема жизни ставится для него совершенно иначе. То, что ранее было для Андрея Болконского понятно и достойно уважения (мечты о личной славе, «своем» Тулоне), стало 49
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- …
- следующая ›
- последняя »