ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
50
ничтожным, а новое, непонятное – важным и значительным. Тот внутренний разлад, который впервые с
полной силой почувствовал Болконский на Аустерлицком поле, смерть маленькой княгини Лизы
увеличили в нем сознание ответственности человека перед человеком. Приезд Пьера Безухова в
Богучарово, разговор с ним на пароме многое изменят в духовном мире князя Андрея, а Пьер увидит не
прежний, «потухший и безжизненный» взгляд своего друга, а взгляд, наполненный «светом, теплом,
жизнью» (цитата; разговор на пароме; взгляд Болконского).
При описании внешнего облика действующих лиц, Толстой никогда не забывает показать их
глаза, выражение глаз. Великий художник знает, что именно в выражении глаз сосредоточена высшая
духовность или, напротив, бездуховность: «твердый» взор князя Андрея, «кроткие лучистые глаза»
княжны Марьи, «тусклые рыбьи глаза» Каренина; необыкновенно блестящие, «полные избытком чего-
то», глаза Анны Карениной; лицо и тело Позднышева в «Крейцеровой сонате» почти совсем не
различаемы в темноте вагона: он весь – «один взор лихорадочно горящих глаз». Однако о глазах
Наполеона Толстой как будто «забыл»: на всем протяжении романа «Война и мир» упоминается лишь
раз, пожалуй, с равнодушием, о том, что у Наполеона «большие глаза» (он взглянул в лицо Балашева
«своими большими глазами», к тому же у этих «больших глаз» нет ни «выражения», ни даже «цвета»).
За этой «пустотой» и «бесцветностью», разумеется, нет души, нет места милосердию и состраданию.
Улыбка же у Бонапарта «неприятно-притворная». Таким образом, создается неприглядный облик этого
великого человека, которому нет никакого дела до «радостей и бедствий человеческих». Подобным же
образом Толстой изображает представителей так называемого «большого света»: они относятся как раз к
тем людям, которые претендуют на определенную роль не только в обществе, но и истории. Таков князь
Василий Курагин, Толстой рисует его портрет: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в
чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». В портрете больше всего внимания
уделено внешнему, тому, что выявляет в человеке не личное и индивидуальное, а общесословное. Не
означает ли отсутствие сугубо личных примет во внешности и внутреннего безличия? «Светлое
выражение плоского лица» не может быть у человека духовного.
В романе Толстой особенное внимание уделяет женским портретам. Наташа Ростова и княжна
Марья изображены в динамике своего духовного развития. Самый обаятельный женский образ романа
— образ Наташи Ростовой. В начале произведения мы видим ее непосредственной, очень живой и
подвижной девочкой (портрет; цитата: «некрасивая, но живая девочка…»), тонко чувствующей и
понимающей добро и правду, красоту человека и природы, красоту музыки и танца. Затем мы видим ее
влюбленной девушкой, красивой внешне и внутренне (портрет: Наташа в Отрадном, как ее видит князь
Андрей; Наташа на балу); причем для писателя внешняя красота человека не столь важна, как его
внутреннее, духовное богатство. Наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу молодой женщиной,
счастливой женой и матерью, готовой ради мужа и детей отказаться от светской жизни и даже от
любимых занятий пением, чтобы целиком "раствориться" в жизни семейной (цитата: портрет Наташи в
эпилоге). Главное качество Наташи — потребность в любви и красоте. Она не может жить без этого, и
ее любовь приносит близким людям счастье. Богатый духовной мир и обаяние Наташи привлекают к
ней внимание многих. Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере дома Ростовых; она способна
на высокое самопожертвование во имя любви и во имя других людей. Толстой, создавая портрет своей
героини, постоянно обращает наше внимание на её глаза: ведь "глаза — это зеркало души". Выражение
глаз Наташи бесконечно разнообразно: они "сияющие", "любопытные", "умоляющие", "внимательные,
добрые" и т.д. В них отражается вся гамма чувств, вся сложная духовная жизнь героини. И наоборот, мы
не видим глаз Элен. Очевидно, они красивы, как красива она сама, но в них не отражается душа Элен,
потому что духовно Элен «мертва». По-видимому, совершенно не случайно, изображая Элен, писатель
все время подчеркивает ее внешнюю красоту — ее красивые руки, плечи, спину. Но лицо "блестящей
красавицы "никогда не оживляется искренним чувством; на нем навсегда застыла светская маска: мы
видим "однообразно красивую" улыбку графини. Элен эгоистична, и это качество характерно для всей
семьи Курагиных; каждый из них думает всегда и только о себе. Элен не способна на настоящую
любовь и на самопожертвование; она вышла замуж за Пьера только ради денег и положения в обществе.
Ее не интересуют духовные искания Пьера; она занимается устройством своего великосветского салона.
Она даже не хочет иметь детей: они будут мешать ей вести светскую жизнь. Толстой противопоставил в
романе светскую и семейную жизнь женщины; он считал, что семейная жизнь, воспитание детей для
женщины гораздо важнее, чем ее положение в свете. Поэтому он с явной антипатией относится к Элен и
ко всей семье Курагиных; не случайно Пьер говорит об Элен: "Где вы — там разврат, зло". Наташа же
является для писателя не только любимой героиней, но и идеалом жены и матери. Толстой показывает
духовную связь Наташи с народом. Она была способна понять душу народа, и это особенно ярко
ничтожным, а новое, непонятное – важным и значительным. Тот внутренний разлад, который впервые с полной силой почувствовал Болконский на Аустерлицком поле, смерть маленькой княгини Лизы увеличили в нем сознание ответственности человека перед человеком. Приезд Пьера Безухова в Богучарово, разговор с ним на пароме многое изменят в духовном мире князя Андрея, а Пьер увидит не прежний, «потухший и безжизненный» взгляд своего друга, а взгляд, наполненный «светом, теплом, жизнью» (цитата; разговор на пароме; взгляд Болконского). При описании внешнего облика действующих лиц, Толстой никогда не забывает показать их глаза, выражение глаз. Великий художник знает, что именно в выражении глаз сосредоточена высшая духовность или, напротив, бездуховность: «твердый» взор князя Андрея, «кроткие лучистые глаза» княжны Марьи, «тусклые рыбьи глаза» Каренина; необыкновенно блестящие, «полные избытком чего- то», глаза Анны Карениной; лицо и тело Позднышева в «Крейцеровой сонате» почти совсем не различаемы в темноте вагона: он весь – «один взор лихорадочно горящих глаз». Однако о глазах Наполеона Толстой как будто «забыл»: на всем протяжении романа «Война и мир» упоминается лишь раз, пожалуй, с равнодушием, о том, что у Наполеона «большие глаза» (он взглянул в лицо Балашева «своими большими глазами», к тому же у этих «больших глаз» нет ни «выражения», ни даже «цвета»). За этой «пустотой» и «бесцветностью», разумеется, нет души, нет места милосердию и состраданию. Улыбка же у Бонапарта «неприятно-притворная». Таким образом, создается неприглядный облик этого великого человека, которому нет никакого дела до «радостей и бедствий человеческих». Подобным же образом Толстой изображает представителей так называемого «большого света»: они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на определенную роль не только в обществе, но и истории. Таков князь Василий Курагин, Толстой рисует его портрет: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». В портрете больше всего внимания уделено внешнему, тому, что выявляет в человеке не личное и индивидуальное, а общесословное. Не означает ли отсутствие сугубо личных примет во внешности и внутреннего безличия? «Светлое выражение плоского лица» не может быть у человека духовного. В романе Толстой особенное внимание уделяет женским портретам. Наташа Ростова и княжна Марья изображены в динамике своего духовного развития. Самый обаятельный женский образ романа — образ Наташи Ростовой. В начале произведения мы видим ее непосредственной, очень живой и подвижной девочкой (портрет; цитата: «некрасивая, но живая девочка…»), тонко чувствующей и понимающей добро и правду, красоту человека и природы, красоту музыки и танца. Затем мы видим ее влюбленной девушкой, красивой внешне и внутренне (портрет: Наташа в Отрадном, как ее видит князь Андрей; Наташа на балу); причем для писателя внешняя красота человека не столь важна, как его внутреннее, духовное богатство. Наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу молодой женщиной, счастливой женой и матерью, готовой ради мужа и детей отказаться от светской жизни и даже от любимых занятий пением, чтобы целиком "раствориться" в жизни семейной (цитата: портрет Наташи в эпилоге). Главное качество Наташи — потребность в любви и красоте. Она не может жить без этого, и ее любовь приносит близким людям счастье. Богатый духовной мир и обаяние Наташи привлекают к ней внимание многих. Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере дома Ростовых; она способна на высокое самопожертвование во имя любви и во имя других людей. Толстой, создавая портрет своей героини, постоянно обращает наше внимание на её глаза: ведь "глаза — это зеркало души". Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно: они "сияющие", "любопытные", "умоляющие", "внимательные, добрые" и т.д. В них отражается вся гамма чувств, вся сложная духовная жизнь героини. И наоборот, мы не видим глаз Элен. Очевидно, они красивы, как красива она сама, но в них не отражается душа Элен, потому что духовно Элен «мертва». По-видимому, совершенно не случайно, изображая Элен, писатель все время подчеркивает ее внешнюю красоту — ее красивые руки, плечи, спину. Но лицо "блестящей красавицы "никогда не оживляется искренним чувством; на нем навсегда застыла светская маска: мы видим "однообразно красивую" улыбку графини. Элен эгоистична, и это качество характерно для всей семьи Курагиных; каждый из них думает всегда и только о себе. Элен не способна на настоящую любовь и на самопожертвование; она вышла замуж за Пьера только ради денег и положения в обществе. Ее не интересуют духовные искания Пьера; она занимается устройством своего великосветского салона. Она даже не хочет иметь детей: они будут мешать ей вести светскую жизнь. Толстой противопоставил в романе светскую и семейную жизнь женщины; он считал, что семейная жизнь, воспитание детей для женщины гораздо важнее, чем ее положение в свете. Поэтому он с явной антипатией относится к Элен и ко всей семье Курагиных; не случайно Пьер говорит об Элен: "Где вы — там разврат, зло". Наташа же является для писателя не только любимой героиней, но и идеалом жены и матери. Толстой показывает духовную связь Наташи с народом. Она была способна понять душу народа, и это особенно ярко 50
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- …
- следующая ›
- последняя »