История русской литературы. Ч.3. Полещук Л.З. - 50 стр.

UptoLike

Составители: 

51
проявилось во время ее танца в доме у дядюшки (цитататанец Наташи). Трудно себе представить,
чтобы Элен исполняла народный танец!
Нравственно близка Наташе княжна Марья. Ее «большие, лучистые глаза» оживляли лицо и
делали его прекрасным (портрет; описание княжны). «Лучистые глаза» княжны Марьи свидетельствуют
о ее духовной красоте, богатом внутреннем мире. Именно эту красоту увидел и полюбил в Марье
Николай Ростов. Способность к самоотречению и самопожертвованиювот главное качество Марии
Болконской.
Таким образом, портретная характеристика играет огромную роль в романе «Война и мир» и
является прежде всего средством раскрытия духовного мира героев. Следовательно, у Толстого-
писателя портретная характеристикаэто не только художественное, но и нравственное понятие. Лев
Николаевич Толстой, используя портрет необыкновенно тонко и разнообразно передает малейшие
оттенки переживаний своих героев, так называемую «диалектику души».
Толстой в романе «Война и мир» стремился показать "диалектику души" своих героев, их
сложный внутренний мир. Духовный мир человека Л.Толстой раскрывает через портрет. Так, Пьер
Безухов и Андрей Болконский при появлении в великосветской гостиной Анны Павловны получают
следующую характеристику. Внешние портретные черты Пьерамассивный», «толстый», «в очках»,
«стриженый») дополняются важной психологической характеристикой: «умный и вместе робкий,
наблюдательный и естественный взгляд». И с этого момента образ Пьера раскрывается через
психологию, убеждения, поступки. Так, портретная характеристика, данная автором, объясняет
сложный внутренний мир героя, а «естественный взгляд» – это именно то, что отличает Безухова от
света. Князь Андрей скажет, обращаясь к Пьеру: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой
человек среди всего нашего света…». «Умный и внимательный» взгляд Пьера, который так «страшит»
Анну Павловну Шерер, свидетельствует о его духовных качествах. Естественностьвот, что отличает
Пьера Безухова от светского общества. Так же, как и Пьер, представлен князь Андрей Болконский: «В
это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж
маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами".
В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, жизнь человека, его судьба, является
основной темой Толстого, при этом писатель особенно подчеркивает изменения духовные изменения,
которые неизбежно влекут за собой изменения внешние: «потухший, безжизненный» взгляд князя
Андрея, который так поразил Пьера, когда он навестил своего друга в Богучарово. Этот «потухший и
безжизненный» взгляд - свидетельство душевных страданиях Андрея Болконского, решившего «жить
только для себя»: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
И счастье есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся
моя мудрость теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в
Богучарово. (портрет Болконского в Богучарово). Портрет князя Болконского, данный через восприятие
Безухова, отражает внутреннее состояние, духовный разлад. В Богучарово князь Андрей понимает: то,
что ранее было важно и достойно уважения (мечты о Тулоне), стало ничтожным, а новоеважным и
значительным. Приезд Пьера Безухова в Богучарово, разговор с ним на пароме многое изменит для
князя Андрея, а Пьер увидит не прежний, «потухший и безжизненный» взгляд своего друга, а взгляд,
наполненный «светом, теплом» (цитата; разговор на пароме; взгляд Болконского).
При описании внешнего облика персонажей, Толстой никогда не забывает показать их глаза.
Писатель знает, что в выражении глаз отражена духовность: «твердый» взор князя Андрея, «кроткие
лучистые глаза» княжны Марьи, «умный и внимательный» взгляд Пьера.
В романе Толстой огромное внимание уделяет женским портретам. Самый обаятельный
женский образ романаНаташа Ростова. В начале произведения мы видим ее непосредственной, очень
живой и подвижной девочкой (портрет; цитата: «некрасивая, но живая девочка…»), тонко чувствующей
и понимающей добро и правду, красоту человека и природы, красоту музыки и танца. Затем мы видим
ее влюбленной девушкой, красивой внешне и внутренне (портрет: Наташа в Отрадном, как ее видит
князь Андрей; Наташа на балу); причем для писателя внешняя красота человека не столь важна, как его
внутреннее, духовное богатство. Наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу молодой женщиной,
счастливой женой и матерью, готовой ради мужа и детей отказаться от светской жизни и даже от
любимых занятий пением, чтобы целиком "раствориться" в жизни семейной (цитата: портрет Наташи в
эпилоге). Главное качество Наташипотребность в любви и красоте. Она не может жить без этого, и
ее любовь приносит близким людям счастье. Богатый духовной мир и обаяние Наташи привлекают к
ней внимание многих. Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере дома Ростовых; она способна
на высокое самопожертвование во имя любви и во имя других людей. Толстой, создавая портрет своей
проявилось во время ее танца в доме у дядюшки (цитата – танец Наташи). Трудно себе представить,
чтобы Элен исполняла народный танец!
        Нравственно близка Наташе княжна Марья. Ее «большие, лучистые глаза» оживляли лицо и
делали его прекрасным (портрет; описание княжны). «Лучистые глаза» княжны Марьи свидетельствуют
о ее духовной красоте, богатом внутреннем мире. Именно эту красоту увидел и полюбил в Марье
Николай Ростов. Способность к самоотречению и самопожертвованию — вот главное качество Марии
Болконской.
        Таким образом, портретная характеристика играет огромную роль в романе «Война и мир» и
является прежде всего средством раскрытия духовного мира героев. Следовательно, у Толстого-
писателя портретная характеристика – это не только художественное, но и нравственное понятие. Лев
Николаевич Толстой, используя портрет необыкновенно тонко и разнообразно передает малейшие
оттенки переживаний своих героев, так называемую «диалектику души».
        Толстой в романе «Война и мир» стремился показать "диалектику души" своих героев, их
сложный внутренний мир. Духовный мир человека Л.Толстой раскрывает через портрет. Так, Пьер
Безухов и Андрей Болконский при появлении в великосветской гостиной Анны Павловны получают
следующую характеристику. Внешние портретные черты Пьера («массивный», «толстый», «в очках»,
«стриженый») дополняются важной психологической характеристикой: «умный и вместе робкий,
наблюдательный и естественный взгляд». И с этого момента образ Пьера раскрывается через
психологию, убеждения, поступки. Так, портретная характеристика, данная автором, объясняет
сложный внутренний мир героя, а «естественный взгляд» – это именно то, что отличает Безухова от
света. Князь Андрей скажет, обращаясь к Пьеру: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой
человек среди всего нашего света…». «Умный и внимательный» взгляд Пьера, который так «страшит»
Анну Павловну Шерер, свидетельствует о его духовных качествах. Естественность – вот, что отличает
Пьера Безухова от светского общества. Так же, как и Пьер, представлен князь Андрей Болконский: «В
это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж
маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами".
        В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, жизнь человека, его судьба, является
основной темой Толстого, при этом писатель особенно подчеркивает изменения духовные изменения,
которые неизбежно влекут за собой изменения внешние: «потухший, безжизненный» взгляд князя
Андрея, который так поразил Пьера, когда он навестил своего друга в Богучарово. Этот «потухший и
безжизненный» взгляд - свидетельство душевных страданиях Андрея Болконского, решившего «жить
только для себя»: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
И счастье есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся
моя мудрость теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в
Богучарово. (портрет Болконского в Богучарово). Портрет князя Болконского, данный через восприятие
Безухова, отражает внутреннее состояние, духовный разлад. В Богучарово князь Андрей понимает: то,
что ранее было важно и достойно уважения (мечты о Тулоне), стало ничтожным, а новое – важным и
значительным. Приезд Пьера Безухова в Богучарово, разговор с ним на пароме многое изменит для
князя Андрея, а Пьер увидит не прежний, «потухший и безжизненный» взгляд своего друга, а взгляд,
наполненный «светом, теплом» (цитата; разговор на пароме; взгляд Болконского).
        При описании внешнего облика персонажей, Толстой никогда не забывает показать их глаза.
Писатель знает, что в выражении глаз отражена духовность: «твердый» взор князя Андрея, «кроткие
лучистые глаза» княжны Марьи, «умный и внимательный» взгляд Пьера.
        В романе Толстой огромное внимание уделяет женским портретам. Самый обаятельный
женский образ романа — Наташа Ростова. В начале произведения мы видим ее непосредственной, очень
живой и подвижной девочкой (портрет; цитата: «некрасивая, но живая девочка…»), тонко чувствующей
и понимающей добро и правду, красоту человека и природы, красоту музыки и танца. Затем мы видим
ее влюбленной девушкой, красивой внешне и внутренне (портрет: Наташа в Отрадном, как ее видит
князь Андрей; Наташа на балу); причем для писателя внешняя красота человека не столь важна, как его
внутреннее, духовное богатство. Наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу молодой женщиной,
счастливой женой и матерью, готовой ради мужа и детей отказаться от светской жизни и даже от
любимых занятий пением, чтобы целиком "раствориться" в жизни семейной (цитата: портрет Наташи в
эпилоге). Главное качество Наташи — потребность в любви и красоте. Она не может жить без этого, и
ее любовь приносит близким людям счастье. Богатый духовной мир и обаяние Наташи привлекают к
ней внимание многих. Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере дома Ростовых; она способна
на высокое самопожертвование во имя любви и во имя других людей. Толстой, создавая портрет своей

                                                51