ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
53
Карениной». Это воздействие оказал не только пушкинский отрывок «Гости съезжались на дачу», но и
пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Исходная сюжетная линия романа Л.Толстого «Анна
Каренина» - линия Анны – Вронского – Каренина – до некоторой степени повторяет ситуацию Татьяна –
ее муж-генерал – Онегин, но только с принципиально иным поворотом, иным развитием темы. Этот
возможный иной поворот темы учтен и самим Пушкиным и намечен им в том самом отрывке «Гости
съезжались на дачу», который произвел такое впечатление на Толстого. В отрывке рассказывается о
светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая готова полюбить разочарованного молодого
человека Минского и разорвать со своим мужем. Пушкин в своем незаконченном произведении, видимо,
задался целью показать, что случилось бы с женщиной, находящейся в положении Татьяны, если бы она
пренебрегла долгом и послушалась голоса чувств. Подобную цель ставит перед собой и Толстой в
романе «Анна Каренина», и уже в самом начале работы над романом.
В романе «Анна Каренина» Толстой ставит одну из острейших нравственных проблем: имеет ли
право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека, кем бы этот человек ни был.
Применительно к Пушкину, к роману в стихах «Евгений Онегин», к Татьяне современник Толстого,
Достоевский, так сформулировал эту проблему: «…русская женщина смело пойдет за тем, во что она
поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна. … А разве может человек
основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в
высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный
поступок?» Достоевский рассматривает проблему с точки зрения высокого нравственного идеала.
Поведение Татьяны, по Достоевскому, такому идеалу и соответствовало. Толстой ставит ту же
проблему, с тех же позиций, но исходя из другой жизненной ситуации, – обратной ситуации: а если
человек все-таки решится основать свое счастье ценой несчастья другого? И к чему это может повести?
Как бы долго Толстой ни вынашивал идею своего будущего семейного романа, вполне сформировалась
она только в процессе работы над текстом, идейная основа этого и большинства других произведений
Толстого, то, что он сам называл «сцеплением мыслей», является для него в точном и глубоком смысле
этого слова искомым. В первых набросках романа «Анна Каренина» образ героини был нарочито и
заведомо сниженным. В одной из самых ранних редакций роман носил ироническое название «Молодец
баба», в героине же подчеркивалась ее бездуховность и отсутствие красоты не только внутренней, но и
внешней. Герой романа в этих ранних редакциях, муж героини, напротив, наделен был многими самыми
положительными чертами. Он имел «для света несчастие носить на своем лице слишком ясно вывеску
сердечной доброты и невинности». Узнав об измене жены (ее звали в этой редакции Анастасией), он
обращается к ней со словами, в которых нетрудно распознать сугубо авторские мысли: «Жизнь наша
связана, и связана не людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только преступление… В тебя
вселился дух зла и искушает тебя, завладел тобой. Женщина, преступившая закон, погибнет, и погибель
ее ужасна». В этих последних словах Каренина, именно им, выражена мысль для Толстого заглавная,
соответствующая тому, о чем будет сказано в эпиграфе к романе: «Мне отмщение, и Аз воздам».
Каренин высказывает эту мысль не как резонер и дидактик, а как несчастный человек, способный
вызвать прямое сочувствие читателя: он говорит с усилием над собой, удерживая «выражение
отчаяния», со слезами в голосе.
Однако Толстому необходимо было поставить и решить проблему на самом высоком уровне, на
уровне предельного обобщения проблемы. В процессе обдумывания и писания романа Толстой
кардинальнейшим образом меняет то, что им сделано вначале. Анна, героиня романа, становится все
привлекательнее и духовнее. Она правдива, душевно открыта, пленительна, она способна не только
привлекать к себе, но и заставить себя любить и уважать. В окончательном тексте романа Анна
производит чрезвычайно сильное впечатление даже на нравственного ригориста Левина, он видит в ней
ум, грацию, красоту. С другой стороны, Каренину в процессе писания романа придаются все более
непривлекательные внешние черты. Каренин как бы отгорожен от живой жизни, он служит, занимает
высокий служебный пост, и это делает его формализованным, глухим к голосу чувств. Анне он кажется
не человеком, а «министерской машиной». Толстому действительно нужна была вся острота проблемы.
Ведь и в этом случае, с плохим Карениным и хорошей Анной, принцип остается прежним: «Мне
отмщение, и Аз воздам». Принцип остается неизменным. Прежде всего Толстой, как всегда, не хочет и
не может ограничиться видимым, в романе «Анна Каренина» писатель стремится проникнуть в самые
глубины человеческих характеров и человеческих душ, стремится обнаружить скрытые пружины,
тайное тайных человеческого поведения. Толстой не просто изображает жизнь, он ее исследует. Это в
равной мере относится и к Анне, и к Каренину. Изображая Каренина, Толстой показывает не только
видимое, но за этим видимым показывает то, что скрыто. Он показывает то, что существует в Каренине,
может быть, даже помимо его собственного сознания, - живую, хотя и невидимую до поры
Карениной». Это воздействие оказал не только пушкинский отрывок «Гости съезжались на дачу», но и пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Исходная сюжетная линия романа Л.Толстого «Анна Каренина» - линия Анны – Вронского – Каренина – до некоторой степени повторяет ситуацию Татьяна – ее муж-генерал – Онегин, но только с принципиально иным поворотом, иным развитием темы. Этот возможный иной поворот темы учтен и самим Пушкиным и намечен им в том самом отрывке «Гости съезжались на дачу», который произвел такое впечатление на Толстого. В отрывке рассказывается о светской замужней даме Зинаиде Вольской, которая готова полюбить разочарованного молодого человека Минского и разорвать со своим мужем. Пушкин в своем незаконченном произведении, видимо, задался целью показать, что случилось бы с женщиной, находящейся в положении Татьяны, если бы она пренебрегла долгом и послушалась голоса чувств. Подобную цель ставит перед собой и Толстой в романе «Анна Каренина», и уже в самом начале работы над романом. В романе «Анна Каренина» Толстой ставит одну из острейших нравственных проблем: имеет ли право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека, кем бы этот человек ни был. Применительно к Пушкину, к роману в стихах «Евгений Онегин», к Татьяне современник Толстого, Достоевский, так сформулировал эту проблему: «…русская женщина смело пойдет за тем, во что она поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна. … А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?» Достоевский рассматривает проблему с точки зрения высокого нравственного идеала. Поведение Татьяны, по Достоевскому, такому идеалу и соответствовало. Толстой ставит ту же проблему, с тех же позиций, но исходя из другой жизненной ситуации, – обратной ситуации: а если человек все-таки решится основать свое счастье ценой несчастья другого? И к чему это может повести? Как бы долго Толстой ни вынашивал идею своего будущего семейного романа, вполне сформировалась она только в процессе работы над текстом, идейная основа этого и большинства других произведений Толстого, то, что он сам называл «сцеплением мыслей», является для него в точном и глубоком смысле этого слова искомым. В первых набросках романа «Анна Каренина» образ героини был нарочито и заведомо сниженным. В одной из самых ранних редакций роман носил ироническое название «Молодец баба», в героине же подчеркивалась ее бездуховность и отсутствие красоты не только внутренней, но и внешней. Герой романа в этих ранних редакциях, муж героини, напротив, наделен был многими самыми положительными чертами. Он имел «для света несчастие носить на своем лице слишком ясно вывеску сердечной доброты и невинности». Узнав об измене жены (ее звали в этой редакции Анастасией), он обращается к ней со словами, в которых нетрудно распознать сугубо авторские мысли: «Жизнь наша связана, и связана не людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только преступление… В тебя вселился дух зла и искушает тебя, завладел тобой. Женщина, преступившая закон, погибнет, и погибель ее ужасна». В этих последних словах Каренина, именно им, выражена мысль для Толстого заглавная, соответствующая тому, о чем будет сказано в эпиграфе к романе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Каренин высказывает эту мысль не как резонер и дидактик, а как несчастный человек, способный вызвать прямое сочувствие читателя: он говорит с усилием над собой, удерживая «выражение отчаяния», со слезами в голосе. Однако Толстому необходимо было поставить и решить проблему на самом высоком уровне, на уровне предельного обобщения проблемы. В процессе обдумывания и писания романа Толстой кардинальнейшим образом меняет то, что им сделано вначале. Анна, героиня романа, становится все привлекательнее и духовнее. Она правдива, душевно открыта, пленительна, она способна не только привлекать к себе, но и заставить себя любить и уважать. В окончательном тексте романа Анна производит чрезвычайно сильное впечатление даже на нравственного ригориста Левина, он видит в ней ум, грацию, красоту. С другой стороны, Каренину в процессе писания романа придаются все более непривлекательные внешние черты. Каренин как бы отгорожен от живой жизни, он служит, занимает высокий служебный пост, и это делает его формализованным, глухим к голосу чувств. Анне он кажется не человеком, а «министерской машиной». Толстому действительно нужна была вся острота проблемы. Ведь и в этом случае, с плохим Карениным и хорошей Анной, принцип остается прежним: «Мне отмщение, и Аз воздам». Принцип остается неизменным. Прежде всего Толстой, как всегда, не хочет и не может ограничиться видимым, в романе «Анна Каренина» писатель стремится проникнуть в самые глубины человеческих характеров и человеческих душ, стремится обнаружить скрытые пружины, тайное тайных человеческого поведения. Толстой не просто изображает жизнь, он ее исследует. Это в равной мере относится и к Анне, и к Каренину. Изображая Каренина, Толстой показывает не только видимое, но за этим видимым показывает то, что скрыто. Он показывает то, что существует в Каренине, может быть, даже помимо его собственного сознания, - живую, хотя и невидимую до поры 53
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- …
- следующая ›
- последняя »