История России в XX веке. Поликарпов В.С - 6 стр.

UptoLike

6
раскрывается нараспашку (петровская империя, постсоветская Россия). При этом не следует забывать еще
одной двойственности геополитического кода России: существует разрыв между геополитическими
кодами народа и правящей элиты, который во всю силу проявился в революционных потрясениях 1917
года, связанных с переделом мира.
Еще одной этнокультурной предпосылкой цивилизационного своеобразия России является то, что
великороссы, как
их было принято называть, представляют собою этнос, сложившийся из смешения
славян, угро-финнов и татар как смеси монголов и тюрков. «Могут сказать, – пишет Л.Н. Гумилев, – как
это так? Мы, потомки славян, всех всегда побеждавшие, являемся наследниками каких-то татар? Но
мы стали одерживать победы именно с того момента, как
мы смешались. Впрочем, если подумать,
выясняется, что все известные нам европейские этносы, да и азиатские тоже, возникли тем же
способом. Чьи потомки англичане? Во-первых, мы должны учесть романизированных кельтов, которые
были почти все перебиты, но их женщины рожали детей победителям. От англов, саксов и ютов. Те, в
свою очередь, были
разбиты норманнами, потомки которых поселились в Нортумберленде и до XX в.
говорили на норвежском языке; и датчанами, которые поселились на юге, пока их не выгнал Эдуард
Исповедник; после этого прибыли нормандцы из Северной Франции и Плантагенеты из Анжу и Пуату.
Все эти элементы смешались в единое целое, и оказалось, что эта
система такая сильная, что
трехмиллионное английское королевство побеждало 18-миллионное французское во время Столетней
войныОчевидно, смесьпервоначальное во время пассионарного толчка условие, без которого новый
этнос возникнуть не может. Но как только этнос возник, сложился и формализовался, вся пассионарная
его часть может смешиваться без вреда и даже с пользой для себя
, а основная часть, сбросив избыток
энергии, начинает кристаллизоваться в каких-либо определенных формах». Такая же ситуация сложилась
и с политикой Александра Невского, который подчинился Золотой Орде, благодаря чему он считается
героем, святым и основателем новой, существующей до сих пор российской целостности.
Князь Н.С. Трубецкой усматривает уникальность, своебразие этой новой
российской
цивилизационной целостности, ее необычайной прочности в том, что именно духовно и этнически наши
предки смешались с евразийскими имперостроителями Чингисхана. В результате такого смешивания
выплавилось ядро и зерно континентальной России-Евразии, образуя духовно и культурно особый
интегрирующий, государствообразующий этнос. Следует также принимать во внимание и освоенные
российской цивилизацией культурные архетипы византийской
империи. «У восточных славян, – отмечает
С.Н. Трубецкой, – культурные ориентации носили менее определенный характер. Не соприкасаясь
непосредственно ни с одним из очагов индоевропейской культуры, они смогли свободно выбирать между
романо-германским «Западом» и Византией, знакомясь с тем и другим главным образом через славянское
посредство. Выбор был сделан в пользу Византии
и дал первоначально очень хорошие результаты. На
русской почве византийская культура развивалась и украшалась. Все получаемое из Византии усваивалось
органически и служило образцом для творчества, приспособлявшего все эти элементы к требованиям
национальной психики. Это относится особенно к области духовной культуры, к искусству и религиозной
жизни. Наоборот, все получаемое с «Запада» органически
не усваивалось, не вдохновляло национального
творчества. Западные товары привозились, покупались, но не воспроизводились. Мастера выписывались,
но не с тем, чтобы учить русских людей, а с тем, чтобы выполнять заказы. Иногда переводились книги,
но они не порождали соответствующего роста национальной литературы. Мы имеем в виду,
разумеется, лишь общие штрихи, а не
детали. Исключений из общего правила было, конечно, очень много,
но в общем все византийское, несомненно, усваивалось в России легче и органичнее, чем все западное».
Народная русская культура с этнографической точки зрения представляет собой особую величину,
она на Востоке и Юго-Востоке весьма сильно связана с тюрко-монгольской, «степной» культурой и через
нее соприкасается с культурами Азии, тогда как на Западе она постепенно посредством культуры
западных славян контактирует с романо-германской и балканской культурами. Ситуация изменяется
благодаря реформам Петра Великого, когда правящая элита России усвоила германо-романскую культуру.
В итоге было выстроено многоэтажное здание российской цивилизации, где верхним этажом являлась
романо-германская
культура и адекватные ей социальные институты, нижний этаж представлял собою
совокупность традиций тюркской и византийской культур и соответственно социальных ценностей.
Своеобразие цивилизации России заключается в том, что в ней совместились неким образом конструкция
монгольской империи, московская версия византинизма, сформулированная псковским старцем
Филофеем в виде концепции «Москватретий Рим» и германская бюрократия
. Взаимодействие России с
цивилизациями Кавказа и последующее включение их государств и народов в свой состав также
привнесло в сокровищницу отечественной культуры кавказские паттерны.
Все изложенное выше позволило отечественным исследователям В.С. Поликарпову и
В.А. Поликарповой выдвинуть гипотезу, согласно которой цивилизационная прочность России
обусловлена наличием в ее социокультурном континууме целого
ряда паттернов (моделей) самых
различных цивилизаций. Так, одной из составляющих российской цивилизации является византинизм,
впитавший в себя парадигмы восточного христианства, иудейский мессианизм и римскую идею мирового