Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
ческого уровня. Поэтому в ней обоснованность любого высказывания другими, нерасторжимо свя-
занными с данным, - неотъемлемая норма всякого рассуждения.
Следует помнить, что логика не всегда в состоянии указать, какая именно мысль должна обосновы-
вать. Закон достаточного основания утверждает только, что у логической мысли такое основание
всегда есть; ее преобразование с помощью логических процедур и правил возможно именно поэтому.
Но как формулируется обосновывающее утверждение, этот вопрос чаще всего решается конкретны-
ми науками, а если даже и логикой, то все равно не через использование данного закона. Так, устано-
вив, что какое-то небесное тело имеет эллиптическую орбиту, астрономия уверенно делает вывод,
что оно либо планета, либо спутник, либо комета; замкнутость эллиптических орбит служит основа-
нием для такого заключения, и связь между тем и другим устанавливается в науке о небесных телах,
а не в логике. Однако, используя закон исключенного третьего, можно из того же основания полу-
чить и такой вывод: движение данного тела не является прямолинейным, потому что прямолиней-
ность и кривизна - противоречащие понятия.
Закон достаточного основания, в конечном счете, покоится на универсальной взаимосвязи всех явле-
ний и процессов. В природе нет ничего изолированного, нигде нет непроходимых перегородок. Каж-
дая частица вещества испытывает на себе воздействие великого множества факторов и даже запечат-
левает в себе и хранит следы таких воздействий. В капле воды отражается вселенная; один-
единственный лучик света от бесконечно далекой звезды, разложенный в спектр, дает информацию о
ее химическом составе, приоткрывая для разума окно в недоступные миры; палеонтологи по одной
единственной кости в состоянии восстановить полный скелет давно вымерших животных. Всеобщая
обусловленность вещей в природе является самой последней основой научного познания. Закон дос-
таточного основания вводит ее в логику, превращая в фундаментальный принцип доказательного
мышления. В такой интерпретации этот закон известен, конечно, не с семнадцатого века. Его откры-
тие в таком виде состоялось еще в Древней Греции. Родоначальником учения о всеобщей причинной
обусловленности в природе является философ Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), более известный
как автор гипотезы об атомарном строении вещества. Он первым стал настойчиво подчеркивать су-
ществование причинных зависимостей, доказывая, что именно на них должно быть прежде всего на-
правлено внимание исследователей природы. Познание причины даже одного явления, говорил он,
для меня дороже персидского престола. После него многие мыслители и ученые разрабатывали
дальше учение о причинности, называемое детерминизмом. Идеи Лейбница - один из важнейших
этапов дальнейшего плодотворного развертывания теории детерминизма.
Глава 2. (2) Понятие
Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их
логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для
себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или
слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находит-
ся у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что пере-
дача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает
адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, до-
бавляется. Именно поэтому иногда какую-нибудь идею или образ точнее передает, скажем, худож-
ник картиной или балерина танцем. В этом смысле говорят о других, неречевых языках, относя к
ним, помимо жестов и изображений, даже чертежи и цвета светофора, а также множество иных сиг-
налов и знаков. Вполне можно говорить о логике танца, композиции, сюжета и т.д. Поэтому приве-
денные выше соображения насчет расхождений между мыслью и словом не следует понимать так,
будто ими ограничивается универсальность логических законов, правил, приемов и процедур.
В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнее то, что логика оперирует не словами,
она превращает слова в понятия. Ведем ли мы речь о философских проблемах бытия или предметом
обсуждения стали глубинные тайны жизни, затеяли ли мы разговор о вчерашних спортивных радио-
передачах или нас возмущают нелепости политической жизни, в любом случае предмет рассуждения
превращается в понятие. Оно может быть выражено одним словом, но бывает, что для его задания
требуется целое предложение. "Бытие", "живая клетка", "рекорд в парусных гонках", "голодовка учи-
телей в знак протеста против задержек с выплатой зарплаты" - все это разные понятия, если нам
предстоит делать обо всем этом выводы или проверять правильность проведенных рассуждений о
них. Первое, что отличает понятие от слова или выражения, - это однозначность, четко заданный
ческого уровня. Поэтому в ней обоснованность любого высказывания другими, нерасторжимо свя-
занными с данным, - неотъемлемая норма всякого рассуждения.
Следует помнить, что логика не всегда в состоянии указать, какая именно мысль должна обосновы-
вать. Закон достаточного основания утверждает только, что у логической мысли такое основание
всегда есть; ее преобразование с помощью логических процедур и правил возможно именно поэтому.
Но как формулируется обосновывающее утверждение, этот вопрос чаще всего решается конкретны-
ми науками, а если даже и логикой, то все равно не через использование данного закона. Так, устано-
вив, что какое-то небесное тело имеет эллиптическую орбиту, астрономия уверенно делает вывод,
что оно либо планета, либо спутник, либо комета; замкнутость эллиптических орбит служит основа-
нием для такого заключения, и связь между тем и другим устанавливается в науке о небесных телах,
а не в логике. Однако, используя закон исключенного третьего, можно из того же основания полу-
чить и такой вывод: движение данного тела не является прямолинейным, потому что прямолиней-
ность и кривизна - противоречащие понятия.
Закон достаточного основания, в конечном счете, покоится на универсальной взаимосвязи всех явле-
ний и процессов. В природе нет ничего изолированного, нигде нет непроходимых перегородок. Каж-
дая частица вещества испытывает на себе воздействие великого множества факторов и даже запечат-
левает в себе и хранит следы таких воздействий. В капле воды отражается вселенная; один-
единственный лучик света от бесконечно далекой звезды, разложенный в спектр, дает информацию о
ее химическом составе, приоткрывая для разума окно в недоступные миры; палеонтологи по одной
единственной кости в состоянии восстановить полный скелет давно вымерших животных. Всеобщая
обусловленность вещей в природе является самой последней основой научного познания. Закон дос-
таточного основания вводит ее в логику, превращая в фундаментальный принцип доказательного
мышления. В такой интерпретации этот закон известен, конечно, не с семнадцатого века. Его откры-
тие в таком виде состоялось еще в Древней Греции. Родоначальником учения о всеобщей причинной
обусловленности в природе является философ Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), более известный
как автор гипотезы об атомарном строении вещества. Он первым стал настойчиво подчеркивать су-
ществование причинных зависимостей, доказывая, что именно на них должно быть прежде всего на-
правлено внимание исследователей природы. Познание причины даже одного явления, говорил он,
для меня дороже персидского престола. После него многие мыслители и ученые разрабатывали
дальше учение о причинности, называемое детерминизмом. Идеи Лейбница - один из важнейших
этапов дальнейшего плодотворного развертывания теории детерминизма.
                                     Глава 2. (2) Понятие
Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их
логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для
себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или
слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находит-
ся у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что пере-
дача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает
адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, до-
бавляется. Именно поэтому иногда какую-нибудь идею или образ точнее передает, скажем, худож-
ник картиной или балерина танцем. В этом смысле говорят о других, неречевых языках, относя к
ним, помимо жестов и изображений, даже чертежи и цвета светофора, а также множество иных сиг-
налов и знаков. Вполне можно говорить о логике танца, композиции, сюжета и т.д. Поэтому приве-
денные выше соображения насчет расхождений между мыслью и словом не следует понимать так,
будто ими ограничивается универсальность логических законов, правил, приемов и процедур.
В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнее то, что логика оперирует не словами,
она превращает слова в понятия. Ведем ли мы речь о философских проблемах бытия или предметом
обсуждения стали глубинные тайны жизни, затеяли ли мы разговор о вчерашних спортивных радио-
передачах или нас возмущают нелепости политической жизни, в любом случае предмет рассуждения
превращается в понятие. Оно может быть выражено одним словом, но бывает, что для его задания
требуется целое предложение. "Бытие", "живая клетка", "рекорд в парусных гонках", "голодовка учи-
телей в знак протеста против задержек с выплатой зарплаты" - все это разные понятия, если нам
предстоит делать обо всем этом выводы или проверять правильность проведенных рассуждений о
них. Первое, что отличает понятие от слова или выражения, - это однозначность, четко заданный


                                                16