Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
Часть I. (3) Традиционная логика
Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является ве-
ликий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Ари-
стотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно
Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.
На возникновение логики существенное влияние оказали условия древнегреческой рабовладельче-
ской демократии, и возникла она, прежде всего из практических потребностей. В Элладе очень мно-
гие жизненно важные вопросы решались гражданами совместно, на общих собраниях. Поэтому для
достижения успеха и в личных, и в общественных делах исключительно высокую роль играла спо-
собность быть убедительным и доказательным в выступлениях перед широкой аудиторией, умение
находить ошибки и путаницу в рассуждениях оппонента. Так, в суде над знаменитым Сократом од-
них только судей с правом решающего голоса было 500 человек. Склонить такую огромную массу
людей в свою пользу можно было лишь при наличии ораторских способностей и навыков аргумен-
тированного рассуждения.
После Аристотеля заметный вклад в науку о выводном знании внесли философы-стоики; они, кстати,
и ввели слово "логика" (сам основатель науки о законах мышления называл ее аналитикой). Много
внимания ей уделяли средневековые арабские мыслители. Например, Авиценна, по его собственным
словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, а его логические трактаты перечитывал сорок
раз. Средневековые схоласты до тонкостей изучили логические идеи Аристотеля, изложив его уче-
ние в более компактной и понятной для неподготовленного читателя форме. В семнадцатом веке
Лейбниц (1646-1716 гг.) предложил ввести буквенные обозначения для высказываний. В принципе
это делал уже Аристотель, но Лейбниц пошел дальше - выдвинул идею записывать мысли в виде
формул, а рассуждение заменить счетом. Его поэтому считают родоначальником символической ло-
гики, хотя до конкретных разработок по ней у него не дошло и фактически она начала развиваться
только в девятнадцатом веке.
Всю совокупность логических идей, которые были выдвинуты в период от Аристотеля до Лейбница,
называют традиционной или аристотелевской логикой. Она продолжает разрабатываться и в настоя-
щее время тоже, но наряду с ней после Лейбница существует и развивается также и символическая,
или математическая логика. С девятнадцатого века, как уже сказано, она стала предметом присталь-
ного внимания специалистов, и в наше время эта ветвь логической науки переживает период бурного
развития, которое вдобавок с появлением компьютеров получило новый мощный стимул.
Глава I. (1) Основные законы логики
Закон в научном знании представляет собой не что иное, как необходимую связь между теми или
иными явлениями. С его помощью, зная одни из них, можно предвидеть, каковы будут другие, свя-
занные с первыми. Так, законы теплового расширения позволяют заранее определить изменение ли-
нейных размеров тел при заданном изменении температуры, поскольку первые жестко обусловлены
последней. С помощью законов экономики можно точно так же прогнозировать, какое влияние на
рентабельность предприятий окажет ожидаемое удорожание сырья и материалов; основанием для
прогнозов и здесь является жесткая связь между тем и другим. Аналогично этому и логические за-
коны также представляют собой необходимые, нерасторжимые связи между мыслями и с их помо-
щью, установив истинность (или ложность) исходных высказываний, можно определить истинность
или ложность других, обусловленных необходимыми связями с первыми. Или иначе: признавая ка-
кое-то высказывание за истинное, мы вынуждены признавать и многие другие, вытекающие из него
высказывания, а также отвергать те, которые несовместимы с ним. Впрочем, в практике умственной
деятельности чаще приходится решать обратную задачу: имея уже выполненное рассуждение, про-
верить, в самом ли деле оно соответствует законам логики, то есть, вытекают ли сделанные в нем
выводы из тех мыслей, которые взяты в нем за исходные. Но в принципе это ничего не меняет в су-
ществе самих законов; они получают в этом случае лишь немного другое применение, не переставая
играть свою методологическую роль в мыслительной деятельности. Знание законов логики и умение
пользоваться ими избавляет от ошибок в рассуждениях, исключает необоснованные выводы, предо-
храняет от путаницы.
                          Часть I. (3) Традиционная логика
Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является ве-
ликий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Ари-
стотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно
Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.
На возникновение логики существенное влияние оказали условия древнегреческой рабовладельче-
ской демократии, и возникла она, прежде всего из практических потребностей. В Элладе очень мно-
гие жизненно важные вопросы решались гражданами совместно, на общих собраниях. Поэтому для
достижения успеха и в личных, и в общественных делах исключительно высокую роль играла спо-
собность быть убедительным и доказательным в выступлениях перед широкой аудиторией, умение
находить ошибки и путаницу в рассуждениях оппонента. Так, в суде над знаменитым Сократом од-
них только судей с правом решающего голоса было 500 человек. Склонить такую огромную массу
людей в свою пользу можно было лишь при наличии ораторских способностей и навыков аргумен-
тированного рассуждения.
После Аристотеля заметный вклад в науку о выводном знании внесли философы-стоики; они, кстати,
и ввели слово "логика" (сам основатель науки о законах мышления называл ее аналитикой). Много
внимания ей уделяли средневековые арабские мыслители. Например, Авиценна, по его собственным
словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, а его логические трактаты перечитывал сорок
раз. Средневековые схоласты до тонкостей изучили логические идеи Аристотеля, изложив его уче-
ние в более компактной и понятной для неподготовленного читателя форме. В семнадцатом веке
Лейбниц (1646-1716 гг.) предложил ввести буквенные обозначения для высказываний. В принципе
это делал уже Аристотель, но Лейбниц пошел дальше - выдвинул идею записывать мысли в виде
формул, а рассуждение заменить счетом. Его поэтому считают родоначальником символической ло-
гики, хотя до конкретных разработок по ней у него не дошло и фактически она начала развиваться
только в девятнадцатом веке.
Всю совокупность логических идей, которые были выдвинуты в период от Аристотеля до Лейбница,
называют традиционной или аристотелевской логикой. Она продолжает разрабатываться и в настоя-
щее время тоже, но наряду с ней после Лейбница существует и развивается также и символическая,
или математическая логика. С девятнадцатого века, как уже сказано, она стала предметом присталь-
ного внимания специалистов, и в наше время эта ветвь логической науки переживает период бурного
развития, которое вдобавок с появлением компьютеров получило новый мощный стимул.
                            Глава I. (1) Основные законы логики
Закон в научном знании представляет собой не что иное, как необходимую связь между теми или
иными явлениями. С его помощью, зная одни из них, можно предвидеть, каковы будут другие, свя-
занные с первыми. Так, законы теплового расширения позволяют заранее определить изменение ли-
нейных размеров тел при заданном изменении температуры, поскольку первые жестко обусловлены
последней. С помощью законов экономики можно точно так же прогнозировать, какое влияние на
рентабельность предприятий окажет ожидаемое удорожание сырья и материалов; основанием для
прогнозов и здесь является жесткая связь между тем и другим. Аналогично этому и логические за-
коны также представляют собой необходимые, нерасторжимые связи между мыслями и с их помо-
щью, установив истинность (или ложность) исходных высказываний, можно определить истинность
или ложность других, обусловленных необходимыми связями с первыми. Или иначе: признавая ка-
кое-то высказывание за истинное, мы вынуждены признавать и многие другие, вытекающие из него
высказывания, а также отвергать те, которые несовместимы с ним. Впрочем, в практике умственной
деятельности чаще приходится решать обратную задачу: имея уже выполненное рассуждение, про-
верить, в самом ли деле оно соответствует законам логики, то есть, вытекают ли сделанные в нем
выводы из тех мыслей, которые взяты в нем за исходные. Но в принципе это ничего не меняет в су-
ществе самих законов; они получают в этом случае лишь немного другое применение, не переставая
играть свою методологическую роль в мыслительной деятельности. Знание законов логики и умение
пользоваться ими избавляет от ошибок в рассуждениях, исключает необоснованные выводы, предо-
храняет от путаницы.



                                               6