Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

7
Как и во всякой иной науке, законов и правил логики очень много, даже неохватно много. Речь в
данном случае пойдет только о самых первых, тех, по отношению к которым остальные являются
производными. Три из них сформулированы Аристотелем: закон (запрета) противоречия, закон тож-
дества, закон исключенного третьего, четвертый закон - достаточного основания - выдвинут немец-
ким математиком и философом семнадцатого-восемнадцатого веков Лейбницем.
Существует три фундаментальных свойства логической мысли - определенность, последователь-
ность и обоснованность. Они являются обязательными для мышления, когда оно занимается рассу-
ждением. Основные законы логики отражают эти специфические черты мыслительной деятельности
и в этом смысле производны от них. Определенность означает, что любая вещь, ставшая предметом
логического анализа, обязательно должна мыслиться в совокупности одних и тех же однажды выде-
ленных признаков; они задаются при определении понятий, и не могут бесконтрольно изменяться в
рамках одного и того же рассуждения. Под последовательностью имеют в виду, что, приняв какое-
либо положение за истинное, необходимо принимать и все вытекающие из него следствия, придер-
живаться их неукоснительно. Обоснованность отражает факт взаимозависимости любых мыслей от
многих других; в логике можно рассматривать только такие высказывания, которые могут быть
обоснованы, выведены из других положений. Содержание обоснованности раскрывается законом
достаточного основания, в то время как другие фундаментальные свойства логической мысли выра-
жаются через комбинацию остальных законов логики.
§1. (1) Закон тождества
В этом законе непосредственно проявляется природа самых фундаментальных свойств логической
мысли - определенности и последовательности. У самого основателя логики он формулируется неод-
нократно в его "Метафизике". "Если слова ничего [определенного] не означают, то конец всякому
рассуждению..., ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно; а если мыслить что-
то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя" (Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1975. С.
127). "Каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно;
если же оно имеет несколько значений, то надо разъяснить, в каком из них оно употребляется" (Там
же. Т. 2. С. 280). Этим выражается суть закона тождества, хотя современные учебники предпочитают
иные, уточненные, формулировки. Одной из причин этого является, например, то, что в логике сле-
дует говорить не о словах, с помощью которых выражаются мысли, а о понятиях (хотя они - те же
слова, но их смысл и содержание строго задаются).
Наиболее кратко этот закон можно выразить так: мысли о предметах, свойствах или отношениях
должны оставаться неизменными по содержанию в процессе всего рассуждения о них. Иногда это
записывают в символической форме: А = А. Поскольку всякая вещь должна быть равной самой себе,
то и мысль о ней должна быть равной самой себе.
Известная поговорка "начал за здравие, а кончил за упокой" выражает как раз ошибку, порожденную
нарушением этого закона. Иногда она совершается непроизвольно. Причем причиной ее возникнове-
ния чаще всего является многозначность слов. Как, скажем, понимать такое предложение: "Партия
фортепиано доставила большой коммерческий успех"? Идет ли здесь речь о блестящем исполнении
и большом сборе благодаря нему или имеются в виду проданные за хорошую цену музыкальные ин-
струменты? Ответить на этот вопрос можно только после уточнения слова "партия", ибо оно имеет
даже не два значения, а больше. В задачнике по логике К.Г. Павловой приводится лозунг, который
одно время был в ходу в учреждениях почтовой связи: "За связь без брака!" Звучит он даже несколь-
ко фривольно, потому что слово "брак", помимо дефекта, может означать супружество.
Неоднозначность выражений может возникать и из-за двусмысленных грамматических конструкций.
Путаница, вызванная такого рода обстоятельствами, знакома каждому благодаря знаменитому "каз-
нить нельзя помиловать". Разумеется, эта широко известная фраза не является единственной из числа
тех, в которых отсутствует однозначность. В качестве примера можно указать на высказывание:
"Беспечность порождает самонадеянность". В нем нельзя понять, что имеется в виду под порождае-
мым, а что под порождающим. Совершенно аналогичны в этом отношении выражения вроде: "Взвод
сменяет караул" или "Меньшинство подчиняет большинство". Остроумно использовал двусмыслен-
ность выражения А.П. Чехов, вложив в уста одного из персонажей сообщение: "Перед вами череп
обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее,
другой - у меня".
Как и во всякой иной науке, законов и правил логики очень много, даже неохватно много. Речь в
данном случае пойдет только о самых первых, тех, по отношению к которым остальные являются
производными. Три из них сформулированы Аристотелем: закон (запрета) противоречия, закон тож-
дества, закон исключенного третьего, четвертый закон - достаточного основания - выдвинут немец-
ким математиком и философом семнадцатого-восемнадцатого веков Лейбницем.
Существует три фундаментальных свойства логической мысли - определенность, последователь-
ность и обоснованность. Они являются обязательными для мышления, когда оно занимается рассу-
ждением. Основные законы логики отражают эти специфические черты мыслительной деятельности
и в этом смысле производны от них. Определенность означает, что любая вещь, ставшая предметом
логического анализа, обязательно должна мыслиться в совокупности одних и тех же однажды выде-
ленных признаков; они задаются при определении понятий, и не могут бесконтрольно изменяться в
рамках одного и того же рассуждения. Под последовательностью имеют в виду, что, приняв какое-
либо положение за истинное, необходимо принимать и все вытекающие из него следствия, придер-
живаться их неукоснительно. Обоснованность отражает факт взаимозависимости любых мыслей от
многих других; в логике можно рассматривать только такие высказывания, которые могут быть
обоснованы, выведены из других положений. Содержание обоснованности раскрывается законом
достаточного основания, в то время как другие фундаментальные свойства логической мысли выра-
жаются через комбинацию остальных законов логики.
§1. (1) Закон тождества
В этом законе непосредственно проявляется природа самых фундаментальных свойств логической
мысли - определенности и последовательности. У самого основателя логики он формулируется неод-
нократно в его "Метафизике". "Если слова ничего [определенного] не означают, то конец всякому
рассуждению..., ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно; а если мыслить что-
то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя" (Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1975. С.
127). "Каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно;
если же оно имеет несколько значений, то надо разъяснить, в каком из них оно употребляется" (Там
же. Т. 2. С. 280). Этим выражается суть закона тождества, хотя современные учебники предпочитают
иные, уточненные, формулировки. Одной из причин этого является, например, то, что в логике сле-
дует говорить не о словах, с помощью которых выражаются мысли, а о понятиях (хотя они - те же
слова, но их смысл и содержание строго задаются).
Наиболее кратко этот закон можно выразить так: мысли о предметах, свойствах или отношениях
должны оставаться неизменными по содержанию в процессе всего рассуждения о них. Иногда это
записывают в символической форме: А = А. Поскольку всякая вещь должна быть равной самой себе,
то и мысль о ней должна быть равной самой себе.
Известная поговорка "начал за здравие, а кончил за упокой" выражает как раз ошибку, порожденную
нарушением этого закона. Иногда она совершается непроизвольно. Причем причиной ее возникнове-
ния чаще всего является многозначность слов. Как, скажем, понимать такое предложение: "Партия
фортепиано доставила большой коммерческий успех"? Идет ли здесь речь о блестящем исполнении
и большом сборе благодаря нему или имеются в виду проданные за хорошую цену музыкальные ин-
струменты? Ответить на этот вопрос можно только после уточнения слова "партия", ибо оно имеет
даже не два значения, а больше. В задачнике по логике К.Г. Павловой приводится лозунг, который
одно время был в ходу в учреждениях почтовой связи: "За связь без брака!" Звучит он даже несколь-
ко фривольно, потому что слово "брак", помимо дефекта, может означать супружество.
Неоднозначность выражений может возникать и из-за двусмысленных грамматических конструкций.
Путаница, вызванная такого рода обстоятельствами, знакома каждому благодаря знаменитому "каз-
нить нельзя помиловать". Разумеется, эта широко известная фраза не является единственной из числа
тех, в которых отсутствует однозначность. В качестве примера можно указать на высказывание:
"Беспечность порождает самонадеянность". В нем нельзя понять, что имеется в виду под порождае-
мым, а что под порождающим. Совершенно аналогичны в этом отношении выражения вроде: "Взвод
сменяет караул" или "Меньшинство подчиняет большинство". Остроумно использовал двусмыслен-
ность выражения А.П. Чехов, вложив в уста одного из персонажей сообщение: "Перед вами череп
обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее,
другой - у меня".




                                                7