ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
61
Если ты будешь говорить правду, то тебя возненавидят люди, если
ты будешь говорить ложь, то тебя возненавидят боги, но ты будешь
говорить либо правду, либо ложь. Значит, тебя возненавидят либо
люди, либо боги.
Надо заметить, юный честолюбец нашелся, что возразить на это предостережение, причем с помо-
щью той же сложной конструктивной дилеммы:
Если я буду говорить правду, то меня возлюбят боги, если я буду
говорить ложь, то меня возлюбят люди, но я буду говорить либо
правду, либо ложь. Значит, меня возлюбят либо боги, либо люди.
Как видим, выбор между, с одной стороны, служением высоким идеалам, не страшась обывателя с
его ненавистью к правде, и, с другой стороны, наоборот, рабским следованием низменным интересам
толпы, когда совершенно забывают о благородном и бескорыстном служении истине, добру и спра-
ведливости, этот выбор обосновывается совсем не так уж и просто, как могло бы показаться сначала.
Сложная деструктивная дилемма имеет такую же первую посылку, как и сложная конструктивная.
Но во второй посылке отрицаются следствия. Поэтому в целом умозаключение отрицает оба основа-
ния в первой посылке
a => b, c => d.
-b /\ -d .
a /\ c.
Если случается пожар, то вызывают пожарных, если случается
несчастный случай, то вызывают скорую помощь, но не было вызова
ни пожарных, ни "скорой". Значит, не было ни пожара, ни несчастного
случая.
1. В условно-разделительных умозаключениях вывод можно делать либо от наличия основания к на-
личию следствия, либо от отсутствия следствия к отсутствию основания.
2. Во второй посылке, которая является разделительным суждением, должны быть полностью пере-
числены все альтернативы.
3. Разделительная посылка обязательно должна быть выделяющей (иметь смысл строгой дизъюнк-
ции).
Разделение дилемм на конструктивные и деструктивные зависит от того, утвердительное или отри-
цательное суждение получается в ее заключении. Но надо помнить, что мы излагали теорию, которая
создается для случая утвердительных суждений в посылках. На деле они могут быть и отрицатель-
ными тоже. Поэтому, как и в условно-категорических и разделительных умозаключениях, деление
выводов на отрицательные или утвердительные тоже производится только относительно силлогизма:
они утверждают (или отрицают) то, что содержится в посылках. И когда такая посылка выражается
отрицательным суждением, то, попадая в заключение, она и его делает отрицательным, хотя бы даже
дилемма была построена по конструктивной схеме.
В силу того, что в условно-разделительных силлогизмах соединяются условные и разделительные
посылки, то для получения с их помощью истинных выводов надо придерживаться тех же правил,
что разработаны для условно- и разделительно-категорических силлогизмов.
Имеются и более сложные условно-разделительные силлогизмы. Они получаются тогда, когда при-
нимается во внимание больше альтернатив, чем две. В таком случае умозаключения называют три-
леммами, тетралеммами и т.д.
Мы приведем для примера лишь простую конструктивную тетралемму.
Если на собрании выступит Иванов, то он не поддержит предложение,
Петров и Сидоров тоже, но выступят только или Иванов, или Петров,
или Сидоров. Следовательно, предложение не будет поддержано.
Если ты будешь говорить правду, то тебя возненавидят люди, если ты будешь говорить ложь, то тебя возненавидят боги, но ты будешь говорить либо правду, либо ложь. Значит, тебя возненавидят либо люди, либо боги. Надо заметить, юный честолюбец нашелся, что возразить на это предостережение, причем с помо- щью той же сложной конструктивной дилеммы: Если я буду говорить правду, то меня возлюбят боги, если я буду говорить ложь, то меня возлюбят люди, но я буду говорить либо правду, либо ложь. Значит, меня возлюбят либо боги, либо люди. Как видим, выбор между, с одной стороны, служением высоким идеалам, не страшась обывателя с его ненавистью к правде, и, с другой стороны, наоборот, рабским следованием низменным интересам толпы, когда совершенно забывают о благородном и бескорыстном служении истине, добру и спра- ведливости, этот выбор обосновывается совсем не так уж и просто, как могло бы показаться сначала. Сложная деструктивная дилемма имеет такую же первую посылку, как и сложная конструктивная. Но во второй посылке отрицаются следствия. Поэтому в целом умозаключение отрицает оба основа- ния в первой посылке a => b, c => d. -b /\ -d . a /\ c. Если случается пожар, то вызывают пожарных, если случается несчастный случай, то вызывают скорую помощь, но не было вызова ни пожарных, ни "скорой". Значит, не было ни пожара, ни несчастного случая. 1. В условно-разделительных умозаключениях вывод можно делать либо от наличия основания к на- личию следствия, либо от отсутствия следствия к отсутствию основания. 2. Во второй посылке, которая является разделительным суждением, должны быть полностью пере- числены все альтернативы. 3. Разделительная посылка обязательно должна быть выделяющей (иметь смысл строгой дизъюнк- ции). Разделение дилемм на конструктивные и деструктивные зависит от того, утвердительное или отри- цательное суждение получается в ее заключении. Но надо помнить, что мы излагали теорию, которая создается для случая утвердительных суждений в посылках. На деле они могут быть и отрицатель- ными тоже. Поэтому, как и в условно-категорических и разделительных умозаключениях, деление выводов на отрицательные или утвердительные тоже производится только относительно силлогизма: они утверждают (или отрицают) то, что содержится в посылках. И когда такая посылка выражается отрицательным суждением, то, попадая в заключение, она и его делает отрицательным, хотя бы даже дилемма была построена по конструктивной схеме. В силу того, что в условно-разделительных силлогизмах соединяются условные и разделительные посылки, то для получения с их помощью истинных выводов надо придерживаться тех же правил, что разработаны для условно- и разделительно-категорических силлогизмов. Имеются и более сложные условно-разделительные силлогизмы. Они получаются тогда, когда при- нимается во внимание больше альтернатив, чем две. В таком случае умозаключения называют три- леммами, тетралеммами и т.д. Мы приведем для примера лишь простую конструктивную тетралемму. Если на собрании выступит Иванов, то он не поддержит предложение, Петров и Сидоров тоже, но выступят только или Иванов, или Петров, или Сидоров. Следовательно, предложение не будет поддержано. 61
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- …
- следующая ›
- последняя »