Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 81 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

81
Сходная ошибка называется: от сказанного в собирательном смысле к сказанному в разделительном
смысле. Она возникает тогда, когда собирательным характеристикам придается значение раздели-
тельных. Так, о гейзерах каждый знает, что они представляют собой фонтанирующие естественные
источники горячей воды и пара. Хотя это в общем верно, но только с учетом, что таким образом от-
мечается самая примечательная их черта, то, что прежде всего привлекает в них к себе. Можно силь-
но разочароваться, побывав в Долине гейзеров на Камчатке, когда увидишь, что постоянно фонтани-
руют только два-три гейзера. Еще несколько дают периодические выбросы длительностью в полми-
нуты - минуту и успокаиваются, оставаясь часами бездеятельными. Большинство же представляют
собой бурлящие кипятком воронки.
Помимо ошибочно построенных умозаключений, составляющих демонстрацию, бывает еще замена
доказательства какими-то другими средствами с целью добиться принятия тезиса. Основаниями для
выводов в таких случаях служат посторонние относительно логики факторы: интересы людей, мо-
рально-этические мотивы, чувства и многое другое. Подобных уловок довольно много.
Обращение к публике. К нему прибегают в выступлениях перед массовой аудиторией. Суть этого
приема в том, что стараются настроить присутствующих в свою пользу, возбуждая в них чувства жа-
лости, сострадания и т.п. Согласно Платону и другим современным ему авторам, в Древней Греции
было принято, чтобы на судебное разбирательство обвиняемый являлся в сопровождении всех своих
домочадцев и те своими слезами старались воздействовать на судей. Учитель же Платона Сократ,
наоборот, представ перед судом, запретил своим близким сопровождать его, объяснив это тем, что
суд должен быть беспристрастным, его дело - проверить, докажет ли обвинение виновность подсу-
димого или нет. Никакого другого влияния на их решение быть не должно.
Обращение к верности. Такой прием встречается тогда, когда спор затрагивает, как говорится, честь
мундира, то есть чье-то мнение вредит определенному кругу единомышленников. Среди последних
могут быть в ходу какие-то молчаливо принимаемые соглашения и даже их сообщество в иных слу-
чаях может оформляться, принимать клятвы, карать отступников. Бывает, что от приверженцев тре-
буют отстаивать какое-либо положение только потому, что оно отвечает целям организации, движе-
ния, партии. Его истинность или ложность не принимаются в расчет. Выдающийся французский фи-
лософ и палеонтолог Тейяр де Шарден входил в ортодоксальные католические организации и долгое
время не получал разрешения на публикацию своих работ от церковных инстанций. Их руководство
запрещало ему отстаивать идеи, несовместимые с официальной доктриной католицизма, к которым
Тейяр приходил как палеонтолог. Его злоупотреблявшие своим положением начальники использова-
ли, следовательно, приверженность философа религиозной вере как основание, когда направляли его
деятельность на нужные им цели.
Доказательство весьма часто подменяется ссылкой на авторитет Обращение к авторитету. какого-
либо источника или инстанции. В прошлом это могли быть какие-либо священные книги - Коран,
Талмуд, Библия и тому подобное. В советское время роль непререкаемого авторитета отводилась
партийным документам, принимавшимся самыми разными инстанциями правившей тогда партии.
Встречается такой догматический подход и в науке тоже, когда авторитет выдающихся мыслителей
заменяет все прочие аргументы и доказательства. У средневековых схоластов нередко самым вер-
ным способом убедить служила ссылка на Платона или Аристотеля. Известно, что Галилею стоило
большого труда доказать независимость скорости падения тел от их тяжести. Его современники дол-
го не могли его понять только потому, что Аристотель ошибочно утверждал влияние веса тела на
скорость его падения.
Надо, правда, оговорить, что не всякая ссылка на авторитет может считаться уклонением от правиль-
ного обоснования. При обсуждении сложных узкоспециальных вопросов нередко приходится обра-
щаться к признанным специалистам за советом или оценкой. Ведь не все одинаково разбираются в
тонкостях математики, физики, химии и т.д. Далеко не всегда медики убеждают пациентов в необ-
ходимости прибегнуть к тем или иным методам лечения. "Один для меня - десять тысяч, если он
наилучший", - провозглашал выдающийся древнегреческий философ Гераклит. В этом нет ничего
удивительного. Только надо, чтобы авторитет имел действительные практические достижения, дока-
зал делом свои недюжинные познания. Большинство людей не понимают и не в состоянии понять
теорию относительности и квантовую механику. И тем не менее они верят в их истинность, потому
что доверяют их выдающимся создателям, которые с помощью великих, всем очевидных достиже-
ний доказали свою компетентность.
Сходная ошибка называется: от сказанного в собирательном смысле к сказанному в разделительном
смысле. Она возникает тогда, когда собирательным характеристикам придается значение раздели-
тельных. Так, о гейзерах каждый знает, что они представляют собой фонтанирующие естественные
источники горячей воды и пара. Хотя это в общем верно, но только с учетом, что таким образом от-
мечается самая примечательная их черта, то, что прежде всего привлекает в них к себе. Можно силь-
но разочароваться, побывав в Долине гейзеров на Камчатке, когда увидишь, что постоянно фонтани-
руют только два-три гейзера. Еще несколько дают периодические выбросы длительностью в полми-
нуты - минуту и успокаиваются, оставаясь часами бездеятельными. Большинство же представляют
собой бурлящие кипятком воронки.
Помимо ошибочно построенных умозаключений, составляющих демонстрацию, бывает еще замена
доказательства какими-то другими средствами с целью добиться принятия тезиса. Основаниями для
выводов в таких случаях служат посторонние относительно логики факторы: интересы людей, мо-
рально-этические мотивы, чувства и многое другое. Подобных уловок довольно много.
Обращение к публике. К нему прибегают в выступлениях перед массовой аудиторией. Суть этого
приема в том, что стараются настроить присутствующих в свою пользу, возбуждая в них чувства жа-
лости, сострадания и т.п. Согласно Платону и другим современным ему авторам, в Древней Греции
было принято, чтобы на судебное разбирательство обвиняемый являлся в сопровождении всех своих
домочадцев и те своими слезами старались воздействовать на судей. Учитель же Платона Сократ,
наоборот, представ перед судом, запретил своим близким сопровождать его, объяснив это тем, что
суд должен быть беспристрастным, его дело - проверить, докажет ли обвинение виновность подсу-
димого или нет. Никакого другого влияния на их решение быть не должно.
Обращение к верности. Такой прием встречается тогда, когда спор затрагивает, как говорится, честь
мундира, то есть чье-то мнение вредит определенному кругу единомышленников. Среди последних
могут быть в ходу какие-то молчаливо принимаемые соглашения и даже их сообщество в иных слу-
чаях может оформляться, принимать клятвы, карать отступников. Бывает, что от приверженцев тре-
буют отстаивать какое-либо положение только потому, что оно отвечает целям организации, движе-
ния, партии. Его истинность или ложность не принимаются в расчет. Выдающийся французский фи-
лософ и палеонтолог Тейяр де Шарден входил в ортодоксальные католические организации и долгое
время не получал разрешения на публикацию своих работ от церковных инстанций. Их руководство
запрещало ему отстаивать идеи, несовместимые с официальной доктриной католицизма, к которым
Тейяр приходил как палеонтолог. Его злоупотреблявшие своим положением начальники использова-
ли, следовательно, приверженность философа религиозной вере как основание, когда направляли его
деятельность на нужные им цели.
Доказательство весьма часто подменяется ссылкой на авторитет Обращение к авторитету. какого-
либо источника или инстанции. В прошлом это могли быть какие-либо священные книги - Коран,
Талмуд, Библия и тому подобное. В советское время роль непререкаемого авторитета отводилась
партийным документам, принимавшимся самыми разными инстанциями правившей тогда партии.
Встречается такой догматический подход и в науке тоже, когда авторитет выдающихся мыслителей
заменяет все прочие аргументы и доказательства. У средневековых схоластов нередко самым вер-
ным способом убедить служила ссылка на Платона или Аристотеля. Известно, что Галилею стоило
большого труда доказать независимость скорости падения тел от их тяжести. Его современники дол-
го не могли его понять только потому, что Аристотель ошибочно утверждал влияние веса тела на
скорость его падения.
Надо, правда, оговорить, что не всякая ссылка на авторитет может считаться уклонением от правиль-
ного обоснования. При обсуждении сложных узкоспециальных вопросов нередко приходится обра-
щаться к признанным специалистам за советом или оценкой. Ведь не все одинаково разбираются в
тонкостях математики, физики, химии и т.д. Далеко не всегда медики убеждают пациентов в необ-
ходимости прибегнуть к тем или иным методам лечения. "Один для меня - десять тысяч, если он
наилучший", - провозглашал выдающийся древнегреческий философ Гераклит. В этом нет ничего
удивительного. Только надо, чтобы авторитет имел действительные практические достижения, дока-
зал делом свои недюжинные познания. Большинство людей не понимают и не в состоянии понять
теорию относительности и квантовую механику. И тем не менее они верят в их истинность, потому
что доверяют их выдающимся создателям, которые с помощью великих, всем очевидных достиже-
ний доказали свою компетентность.



                                               81