ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
83
самого 11 июня 1941 года). Более того, не имея фактических аргументов в пользу своих утвержде-
ний, Черчилль распорядился, чтобы британские спецслужбы подсунули советской разведке сфабри-
кованные данные на этот счет. Так что среди более чем восьмидесяти предупреждений о готовящем-
ся нападении Германии на нашу страну, полученных советской разведкой, есть и три британские
фальшивки. Мы приводим данные из книги о разведывательных службах СССР, написанной быв-
шим советским разведчиком Гордиевским, который с 1974 года стал работать на Англию и теперь
живет там. В данном случае нас этот эпизод истории интересует только как своеобразная проблема:
как оценить имеющиеся исторические факты - являются ли упомянутые послания Черчилля Сталину
предупреждениями или их надо рассматривать как дезинформацию?
В науке иногда проверка фактами заставляет ставить эксперименты. В них явление освобождается от
посторонних влияний, предстает в чистом виде. Тем самым обеспечивается однозначность основан-
ных на них выводов.
Есть существенная разница в опровержении общих и частных высказываний. Для отрицания общих
суждений достаточно одного единственного опровергающего их факта. Так, общее утверждение о
том, что все лебеди белы, было опровергнуто первым же увиденным европейцами в Австралии лебе-
дем черного цвета, потому что этот факт сделал истинным частноотрицательное суждение "Некото-
рые лебеди не являются белыми", каковое находится в отношении противоречия к общеутвердитель-
ному суждению, выражавшему первоначальное, неполное представление об этих птицах. То же са-
мое было бы, если эти же знания европейцев выражались бы в отрицательной форме: "Ни один ле-
бедь не является черным". Противоречащим ему является частноутвердительное суждение "Некото-
рые лебеди черные", и оно доказывается обнаружением хотя бы одного из них.
Опровергать же фактами частные суждения труднее, поскольку тут надо обосновывать противоре-
чащие им общие суждения, следовательно, перебирать весь массив обсуждаемых предметов. Пред-
положим, что кому-то вздумалось утверждать, что существуют белые вороны ("Некоторые вороны
белые"). Для доказательного опровержения подобной мысли понадобилось бы обосновать общеот-
рицательное суждение ("Никакая ворона не является белой"). Дать такое обоснование эмпирическим
путем вряд ли возможно.
Сведение к абсурду в большей мере используется как теоретический прием. В нем много сходства с
доказательством от противного: тезис, который собираются опровергать, сначала принимают за ис-
тинный и затем по правилам логики извлекают из него следствия, пока не обнаружат противоречия
фактам или общеизвестным истинам. Достаточно получить одно абсурдное утверждение, вытекаю-
щее из тезиса, и это дает основание считать тезис опровергнутым. В споре можно показывать несо-
ответствие извлеченных выводов другим словам автора опровергаемого тезиса, так как этим будет
обнаружено, что говорящий противоречит сам себе.
В художественно-публицистической литературе существует стиль изложения, называемый романти-
ческой (сократовской) иронией, который тоже представляет собой род опровержения в специфиче-
ском виде. Сократ относился к числу тех людей, которые до страсти любят спорить; он мастерски
владел приемами спора, в том числе и сведением к абсурду утверждений оппонента. Соглашаясь на
время со словами своего собеседника, он не забывает отметить, что они небезосновательны, порой
отвешивает комплименты за умение выдвигать оригинальные идеи. Делается как бы его единомыш-
ленником. Потом приглашает вместе с ним сделать выводы, провести сопоставления. А когда обна-
руживается, что они неминуемо приводят к несуразным положениям, то сам же разводит руками: до
чего же, мол, мы с тобой неряшливые мыслители, договорились до таких нелепостей. Романтическая
ирония представляет собой разновидность критики, хотя внешне все высказывания звучат как одоб-
рение. Просто такое "одобрение" провозглашается в таких нарочито напыщенных выражениях, что
на самом деле воспринимается как насмешка. Преувеличенно помпезные эпитеты по поводу зауряд-
ных, а то и карикатурных сторон жизни, однозначно показывают настоящее отношение автора к раз-
бираемым взглядам. В таком стиле написана, например, известная "Похвала глупости" Эразма Рот-
тердамского. У Ф. Ницше очень многие фрагменты его сочинений и даже сами его идеи могут быть
правильно поняты только с учетом его романтически-бунтарских увлечений.
В такого рода критике можно обнаружить все элементы опровержения через сведение к абсурду:
принимается позиция оппонента, более того, внешне ее даже вроде бы отстаивают, показывается, где
и в чем она выглядит неприемлемой, возможно, даже уродливой, и в конце концов ясно отвергается.
Но поскольку это скорее художественный, чем научно-академический прием, то строгого разделения
между всеми этими элементами может не быть. Они могут соединяться в одной-двух фразах. И в
самого 11 июня 1941 года). Более того, не имея фактических аргументов в пользу своих утвержде- ний, Черчилль распорядился, чтобы британские спецслужбы подсунули советской разведке сфабри- кованные данные на этот счет. Так что среди более чем восьмидесяти предупреждений о готовящем- ся нападении Германии на нашу страну, полученных советской разведкой, есть и три британские фальшивки. Мы приводим данные из книги о разведывательных службах СССР, написанной быв- шим советским разведчиком Гордиевским, который с 1974 года стал работать на Англию и теперь живет там. В данном случае нас этот эпизод истории интересует только как своеобразная проблема: как оценить имеющиеся исторические факты - являются ли упомянутые послания Черчилля Сталину предупреждениями или их надо рассматривать как дезинформацию? В науке иногда проверка фактами заставляет ставить эксперименты. В них явление освобождается от посторонних влияний, предстает в чистом виде. Тем самым обеспечивается однозначность основан- ных на них выводов. Есть существенная разница в опровержении общих и частных высказываний. Для отрицания общих суждений достаточно одного единственного опровергающего их факта. Так, общее утверждение о том, что все лебеди белы, было опровергнуто первым же увиденным европейцами в Австралии лебе- дем черного цвета, потому что этот факт сделал истинным частноотрицательное суждение "Некото- рые лебеди не являются белыми", каковое находится в отношении противоречия к общеутвердитель- ному суждению, выражавшему первоначальное, неполное представление об этих птицах. То же са- мое было бы, если эти же знания европейцев выражались бы в отрицательной форме: "Ни один ле- бедь не является черным". Противоречащим ему является частноутвердительное суждение "Некото- рые лебеди черные", и оно доказывается обнаружением хотя бы одного из них. Опровергать же фактами частные суждения труднее, поскольку тут надо обосновывать противоре- чащие им общие суждения, следовательно, перебирать весь массив обсуждаемых предметов. Пред- положим, что кому-то вздумалось утверждать, что существуют белые вороны ("Некоторые вороны белые"). Для доказательного опровержения подобной мысли понадобилось бы обосновать общеот- рицательное суждение ("Никакая ворона не является белой"). Дать такое обоснование эмпирическим путем вряд ли возможно. Сведение к абсурду в большей мере используется как теоретический прием. В нем много сходства с доказательством от противного: тезис, который собираются опровергать, сначала принимают за ис- тинный и затем по правилам логики извлекают из него следствия, пока не обнаружат противоречия фактам или общеизвестным истинам. Достаточно получить одно абсурдное утверждение, вытекаю- щее из тезиса, и это дает основание считать тезис опровергнутым. В споре можно показывать несо- ответствие извлеченных выводов другим словам автора опровергаемого тезиса, так как этим будет обнаружено, что говорящий противоречит сам себе. В художественно-публицистической литературе существует стиль изложения, называемый романти- ческой (сократовской) иронией, который тоже представляет собой род опровержения в специфиче- ском виде. Сократ относился к числу тех людей, которые до страсти любят спорить; он мастерски владел приемами спора, в том числе и сведением к абсурду утверждений оппонента. Соглашаясь на время со словами своего собеседника, он не забывает отметить, что они небезосновательны, порой отвешивает комплименты за умение выдвигать оригинальные идеи. Делается как бы его единомыш- ленником. Потом приглашает вместе с ним сделать выводы, провести сопоставления. А когда обна- руживается, что они неминуемо приводят к несуразным положениям, то сам же разводит руками: до чего же, мол, мы с тобой неряшливые мыслители, договорились до таких нелепостей. Романтическая ирония представляет собой разновидность критики, хотя внешне все высказывания звучат как одоб- рение. Просто такое "одобрение" провозглашается в таких нарочито напыщенных выражениях, что на самом деле воспринимается как насмешка. Преувеличенно помпезные эпитеты по поводу зауряд- ных, а то и карикатурных сторон жизни, однозначно показывают настоящее отношение автора к раз- бираемым взглядам. В таком стиле написана, например, известная "Похвала глупости" Эразма Рот- тердамского. У Ф. Ницше очень многие фрагменты его сочинений и даже сами его идеи могут быть правильно поняты только с учетом его романтически-бунтарских увлечений. В такого рода критике можно обнаружить все элементы опровержения через сведение к абсурду: принимается позиция оппонента, более того, внешне ее даже вроде бы отстаивают, показывается, где и в чем она выглядит неприемлемой, возможно, даже уродливой, и в конце концов ясно отвергается. Но поскольку это скорее художественный, чем научно-академический прием, то строгого разделения между всеми этими элементами может не быть. Они могут соединяться в одной-двух фразах. И в 83
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- …
- следующая ›
- последняя »