Логика. Ч.1. Попов Ю.П. - 85 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

85
дением. Здесь действуют другие механизмы. Литература заставляет восхищаться какими-то персо-
нажами, пробуждает желание следовать им, делает их стало быть образцом для подражания. Искус-
ство изображает жизненные явления в привлекательном или, наоборот, неприглядном, отталкиваю-
щем виде, превращая их тем самым в позитивные или в негативные факторы сознания, которые в
дальнейшем становятся регулятивами всего поведения в целом, в частности и мыслительной дея-
тельности. Очень кратко и в то же время удивительно точно совместное участие науки и искусства в
формировании мировоззренческих установок человека выразил великий русский критик В.Г. Белин-
ский: "Наука доказывает, литература показывает, а обе убеждают".
Апелляция к эмоциям в процессе доказательства сама по себе еще не является злоупотреблением.
Когда адвокат старается увлечь публику, пробуждает в ней нужные ему чувства, украшает речь яр-
кими эпитетами, то непозволительным приемом под названием обращение к публике это является
только в том случае, если такой прием заменяет ему доказательство в собственном смысле слова. Ко-
гда же он поступает таким образом затем, чтобы усилить внимание к своим словам, сделать свое вы-
ступление более доходчивым, то этим он к квалификации правоведа, способного быть точным в до-
казательстве, добавляет мастерство оратора, которое всегда отличало выдающихся юристов.
То же самое можно сказать и о непозволительных приемах убеждения вообще. Они мешают в делах
поиска истины. Но нельзя сказать, что они выдуманы и внесены в рассуждение как нечто совершен-
но чуждое ему. У них есть, как принято говорить в марксистской философии, гносеологические кор-
ни - где-то, пусть в скромных масштабах, они все-таки уместны. Но иногда эти отдельные действи-
тельные черточки реального познавательного процесса односторонне раздуваются, вытесняя другие,
тогда они превращаются в непозволительный прием, уловку или ошибку. И аргумент к силе (приказ
вместо убеждения), и аргумент к выгоде (когда она не наносит ущерба окружающим), и аргумент к
авторитету становятся злоупотреблением только тогда, когда их превращают в единственный аргу-
мент или когда ими подменяют разбор существа дела. В этом случае приходит конец всякой научно-
сти и логичности.
дением. Здесь действуют другие механизмы. Литература заставляет восхищаться какими-то персо-
нажами, пробуждает желание следовать им, делает их стало быть образцом для подражания. Искус-
ство изображает жизненные явления в привлекательном или, наоборот, неприглядном, отталкиваю-
щем виде, превращая их тем самым в позитивные или в негативные факторы сознания, которые в
дальнейшем становятся регулятивами всего поведения в целом, в частности и мыслительной дея-
тельности. Очень кратко и в то же время удивительно точно совместное участие науки и искусства в
формировании мировоззренческих установок человека выразил великий русский критик В.Г. Белин-
ский: "Наука доказывает, литература показывает, а обе убеждают".
Апелляция к эмоциям в процессе доказательства сама по себе еще не является злоупотреблением.
Когда адвокат старается увлечь публику, пробуждает в ней нужные ему чувства, украшает речь яр-
кими эпитетами, то непозволительным приемом под названием обращение к публике это является
только в том случае, если такой прием заменяет ему доказательство в собственном смысле слова. Ко-
гда же он поступает таким образом затем, чтобы усилить внимание к своим словам, сделать свое вы-
ступление более доходчивым, то этим он к квалификации правоведа, способного быть точным в до-
казательстве, добавляет мастерство оратора, которое всегда отличало выдающихся юристов.
То же самое можно сказать и о непозволительных приемах убеждения вообще. Они мешают в делах
поиска истины. Но нельзя сказать, что они выдуманы и внесены в рассуждение как нечто совершен-
но чуждое ему. У них есть, как принято говорить в марксистской философии, гносеологические кор-
ни - где-то, пусть в скромных масштабах, они все-таки уместны. Но иногда эти отдельные действи-
тельные черточки реального познавательного процесса односторонне раздуваются, вытесняя другие,
тогда они превращаются в непозволительный прием, уловку или ошибку. И аргумент к силе (приказ
вместо убеждения), и аргумент к выгоде (когда она не наносит ущерба окружающим), и аргумент к
авторитету становятся злоупотреблением только тогда, когда их превращают в единственный аргу-
мент или когда ими подменяют разбор существа дела. В этом случае приходит конец всякой научно-
сти и логичности.




                                               85