ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
жения и взаимоотражения существом, основным источником развития которого является в первую оче-
редь его многомерный, полиобъектный мир и во вторую очередь – свой, не менее сложный, внутренний
мир. Человек как субъект взаимодействия характеризуется отчетливо выраженной активностью, ини-
циативой во взаимодействии с другими элементами процесса, т.е. всеми приметами деятельностного
начала.
Взаимодействие человека со средой определяется его способностями к какой-либо деятельности,
его интеллектом. Можно выделить три типа сложившихся в период становления психологии концепций
интеллекта:
1 Биологическая трактовка, в соответствии с которой интеллект – это мыслительная сила, позво-
ляющая «сознательно приспосабливаться к новым ситуациям».
2 Педагогическая трактовка: ее сторонники сводили понятие интеллекта к обучаемости – тот, у
кого выше уровень интеллекта, рассматривается как обладающий более высокой способностью к обу-
чению, и наоборот.
3 Структурный подход к интеллекту – определяется как «способность приспособления средств к
цели» (А. Бине). Проявлениями интеллекта наряду с рассудком рассматриваются им ощущение и вос-
приятие. Общее для этого направления заключается в положении «интеллект – это совокупность тех
или иных способностей».
Существовали различные подходы к определению способностей. Ч. Спирмен на принципах
энергетизма рассматривал решение проблемы умственной одаренности. Корреляция между двумя спо-
собностями обуславливается, по Спирмену, не их внутренним сродством, а «общим фондом психиче-
ской энергии», обозначаемый как «джи-фактор».
Неудовлетворительность теоретической базы для определения объекта интеллектуального тестиро-
вания побудила Спирмена осуществить попытку факторного анализа. В результате им были выделены
два главных фактора: общий («джи-фактор») и специфический (для каждой способности).
Социальный заказ и интуитивное понимание того, что творчество не сводится только к способно-
стям и знанию, вызвали к жизни новую концепцию. При этом понимание природы творческих способ-
ностей от прямого отождествления с интеллектом перешло к прямому их противопоставлению. Соот-
ветственно новому подходу творческие способности существуют параллельно общим и специальным и
имеют свою локализацию. Это нашло отражение в выделении Гилфордом коэффициента креативности,
отличного от показателя интеллекта. Теория мультифакторной структуры интеллекта, выдвинутая Дж.
Гилфордом, основана на выделении трех групп факторов – способностей, наложение которых друг на
друга в кубической модели структуры интеллекта дает теоретически 120 элементарных факторов. По-
пытки тестирования по определенным факторам оказались малоэффективными как для оценки интел-
лекта и понимания процесса творческого мышления в целом, так и в области профессионального отбора
по показателям отдельных умственных способностей. Была осознана невозможность выявлять потенци-
альные таланты с помощью тестов на интеллект и выражать склонность к интеллектуальному творчест-
ву коэффициентом IQ даже с использованием любых изощрений факторного анализа. Д. Меккиннон, К.
Якимото и П. Торренс пришли к выводу, что для проявления креативности необходим определенный
пороговый уровень развития интеллекта. Меккиннон, Баррон, Кроплей, Фримен пришли к выводу, что
креативность и интеллектуальность связаны до определенного уровня, выше которого креативность яв-
ляется независимой переменной. Торренс подчеркивал, что внимания заслуживает сам процесс творче-
ского мышления, а не его продукты.
Было выявлено различие между двумя типами мышления – конвергентным и дивергентным. Кон-
вергентное мышление обеспечивает решение проблемы путем обнаружения необходимого свойства,
единственно отвечающего условиям и требованию задачи. Дивергентное мышление – это не направлен-
ное мышление, а способность мыслить вширь, т.е. способность видения других атрибутов объекта. Но
дивергентное мышление не тождественно креативному, являясь не достаточным, а необходимым усло-
вием для его проявления.
Тесты, направленные на измерение беглости (различающиеся идеи), оригинальности (необычные
или редкие ответы), гибкости (идеаторные категории) мышления в невербальных, символических и по-
веденческих задачах, характеризуют дивергентное мышление, но связаны более с IQ, чем с Cr (креатив-
ность).
На концепции Дж. Гилфорда базируется существующее сегодня деление на общую и творческую
одаренность. Это расщепление одаренности является результатом констатации того факта, что сами по
себе способности еще не тождественны творческому потенциалу человека.
Следует отличать подлинную креативность от псевдокреативности и квазикреативности. Псевдо-
креативность имеет признак новизны как следствие нонкорформизма и недостатка дисциплинированно-
сти, слепого неприятия того, что уже существует. Квазикреативность содержит некоторые элементы
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »