Организация творческой профессиональной деятельности инженера на производстве. Попов А.И. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

подлинной креативности, например высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает про-
блема связи с реальностью.
Интересна компонентная теория творчества, предложенная американским исследователем Р.
Стернбергом. По его мнению, процесс творчества возможен при наличии трех интеллектуальных спо-
собностей:
а) синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа
мышления;
б) аналитической, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разраба-
тывать, а какиенет;
в) практически-контекстуальной способности убеждать других в ценностях идеи, другими словами,
«продать» творческую идею другим.
Аналитическая способность, используемая при отсутствии двух иных, приводит к сильно развитому
критическому, но не творческому мышлению. Синтетическая способность в отсутствие других двух
приводит к появлению новых идей, которые не подвергаются требуемой тщательной проверке, чтобы,
во-первых, оценить их потенциал и, во-вторых, заставить работать. Развитая практически-
контекстуальная способность при отсутствии двух других может привести к ситуации купли-продажи
определенных идей на основе не их реальной стоимости, а умения убедить кого-либо купить или про-
дать что угодно.
Согласно теории Р. Стернберга и Т. Любарта, творческими людьми являются личности, готовые и
способные «покупать идеи по бросовой цене, а продаватьпо дорогой». «Покупать по бросовой цене»
значит развивать идеи, которые еще не известны и пока не пользуются популярностью, однако имеют
потенциальную возможность вырасти в цене. Когда такие идеи впервые предлагаются обществу, они
часто встречают сопротивление. Творческая личность продолжает упорствовать и, в конце концов
«продает их по дорогой цене», а сама двигается дальше, к следующей новой или непопулярной идее.
По мнению американских ученых для творчества необходимо наличие шести специфических, но
взаимосвязанных источников: интеллектуальных способностей, знания, стилей мышления, личностных
характеристик, мотивации, окружения (среды).
Для того чтобы развивать область, в которой работает творческий человек, он должен иметь доста-
точно знаний о своем поле деятельности. Нельзя двигаться за пределы поля, если неизвестно, где они
находятся. С другой стороны, часто знания о поле деятельности ведут к закрытой и глухой пер-
спективе, приводя к тому, что личность не продвигается дальше той точки, где в прошлом ей виделись
проблемы и где, по ее мнению, раньше проходила граница знаний.
Говоря о стилях мышления, Стернберг отмечает, что для творчества особенно важен стиль, харак-
теризующийся предпочтением думать по-новому. Он называет его «законодательным». Это предпочте-
ние думать по-новому не следует смешивать со способностью творчески думать: недостаточно просто
захотеть думать на новый манер. Его исследования показывают, что лишь некоторые образовательные
школы (по крайней мере, в США) ценят законодательный стиль и ориентируются на него в своих обра-
зовательных подходах. Иными словами, учащиеся, которые могут думать творчески, не встречают по-
ощрения; напротив, за проявление творческости их часто наказывают плохими оценками.
Стернберг приводит многочисленные исследования, которые свидетельствуют о важности опреде-
ленных личностных качеств для функционирования творческого процесса. Эти качества включают в
себя (но не ограничиваются ими) готовность преодолевать препятствия, принимать на себя разумный
риск, терпеть неопределенность, самоэффективность. В частности, «покупая по бросовой
цене и продавая по дорогой», как правило, при этом отвергают мнение толпы. Поэтому тем, кто захочет
думать и поступать творчески, нужно быть готовым иногда бросать вызов привычным нормам. К
сожалению, принятие на себя риска не дает сиюминутной награды. В одном из исследований, например,
было обнаружено, что специалисты, которых просили дать оценку творческим мыслям в сочинениях,
занижали свои оценки, если в сочинениях присутствовали точки зрения (политические, религиозные и
любые другие), противоречащие обще принятым. Иными словами, оценки творчества всегда зависят от
уровня тех людей, кто судит о нем.
Исследование Амабайль и других продемонстрировало важность подобного рода мотивации для
творческой работы и показало, что люди могут делать подлинно творческую работу в своей области при
условии, что они любят то, чем занимаются, и сосредоточены на работе, а не на возможном вознаграж-
дении.
Наконец, необходима окружающая среда, поддерживающая и награждающая творческие идеи.
Можно иметь все необходимые внутренние ресурсы для творческого мышления, однако без поддержки
среды (например, форума для предложенных идей) творческие способности внутри индивида могут так
никогда и не проявиться.
Относительно сочетания компонентов Д. Б. Богоявленской высказана гипотеза о том, что творчест-
воэто нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. Во-