Организация творческой профессиональной деятельности инженера на производстве. Попов А.И. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

ского и интуитивного начал творчества как крайних уровней структуры и с обозначением каждого из
промежуточных уровней как уровней с составным содержанием в большей степени интуитивного или
логического начал.
Понятия «креативность», «креативные способности» начали входить в лексику советских исследо-
вателей творчества с начала 1970-х гг., но если зарубежные психологи «креативность» использовали в
значении «способность использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром
темпе», то Д. Б. Богоявленская привносит в указанное понятие еще одно значениеинициативность.
Инициатива стала изучаться как способность испытуемого при создании экспериментальных условий
не только выполнять предъявляемые экспериментатором задачи, но и активно включаться в экспери-
мент, ставить проблемы, т.е. быть интеллектуально активным. Инициатива может рассматриваться как
одно из проявлений предвидения. Обобщающий анализ различных точек зрения на мысленное предви-
дение неизвестного, проведенный А. В. Брушлинским, позволяет заключить, что нельзя недооценить
степень и объем мысленного предвосхищения еще неизвестного решения и тем более вовсе отрицать
предвосхищение в ходе задач. По работам Д. Б. Богоявленской интеллектуальная активность предстает
в виде организации, состоящей из трех уровней: стимульно-продуктивного (репродуктивного, пассив-
ного), эвристического, креативного. К стимульно-продуктивному уровню активности относятся такие
действия испытуемых, при которых они действуют только под воздействием какого-то внешнего сти-
мула. Испытуемых второго уровня отмечает проявление в той или иной степени интеллектуальной ак-
тивности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворитель-
ности результатов деятельности. Испытуемым, отнесенным к третьему уровню, свойственно самостоя-
тельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной за-
дачи.
Подлинным побудителем действий человека выступает мотивация, которая имеет две стороны
внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация может возникнуть не только как стимул извне, она соз-
дается и как необходимость реализовать собственные морально-нравственные, мировоззренчески-
установочные, эмоционально-волевые, доминирующие в человеке качества его личности. Собственно
внутренняя мотивация возникает там, где есть соединение запросов логики развития науки, практики и
«готовности субъекта их реализовать». Наблюдая за творческими личностями, можно считать, что ино-
гда новые идеи, возникшие как следствие внутренней мотивации, не воспринимаются очень долго. Дей-
ственным условием создания в коллективе внутренней мотивации является «факт наличия в деятельно-
сти научных коллективов единой программы».
В. Н. Дружинин разработал модель «диапазона», в которой интеллект ограничивает верхний уро-
вень достижений в любой деятельности, но не детерминирует его результат. С ростом общего интеллек-
та растет и диапазон. В отличие от модели интеллекта Гилфорда, где факторы независимы, модель
«диапазона» импликативна и факторы дивергентного мышления в нее не входят. В. Н. Дружинин пока-
зал, что при тестировании креативности следует ориентироваться на средние показатели, так как высо-
кие показатели чаще определяются факторами, не связанными с продуктивным процессом. С помощью
факторного анализа Дружинин доказал, что «беглость» и «гибкость» являются чисто интеллектуальны-
ми факторами, не критериями креативности как творческой одаренности.
Несмотря на множество различных, подчас резко противоречивых представлений о проблеме твор-
чества, все наши исследователи, активно работающие в этой области, сходятся сейчас на одномна
том, что эта проблема является комплексной. Комплексный характер проблемы общепризнан, но теперь
на пути дальнейшего развития ее решения встают все те трудности, которые характерны и для других
комплексных проблем в сфере гуманитарных наук. Вопрос об общем подходе к организации комплекс-
ного исследования творчества сам представляет острейшую проблему, находящуюся в стадии поиска
решения; один из способов решенияпринцип трансформации этапов развития явления в структурные
уровни его организации и функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий.
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс мышления протекает следующим образом. «…Исходным в мышлении является синтетиче-
ский актсоотнесение условий и требований задачи. Анализ совершается в рамках этого соотнесения и
посредством егоПереход от одного акта анализа к следующему определяется в каждом случае соот-
ношением результата, полученного анализом на данном этапе, и оставшимися невыполненными требо-
ваниями задачи. Исходная детерминация процесса соотнесения условий и требований задачи, выступая
по ходу процесса каждый раз в новых формах, сохраняется на протяжении всего процесса» (С. Л. Ру-
бинштейн). Вместе с тем, как только требование выполнено, исходная детерминация и стимуляция про-
цесса исчерпаны. Таким образом, процесс мышления как бы заперт в жесткое и ограниченное русло ус-
ловий и требований данной задачи, данной проблемной ситуации. Говоря, что «мышление исходит из