ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект (например, в знаниях);
этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых дру-
гими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает очень мало или не знает ничего,
просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда
сила какого-то одного компонента (например, мотивации) компенсирует слабость другого (например,
среды). В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать (например, интеллект и мотивация);
при этом подобного рода взаимодействие может привести к нелинейному увеличению эффекта (иными
словами, творческость высокомотивированного умного человека обычно превышает творческость как
высокомотивированного человека с более низким уровнем интеллекта, так и немотивированного чело-
века со сравнимым уровнем интеллекта).
Стернберг пришел к выводу, что традиционное обучение может нанести вред творческим студен-
там, не предоставляя им возможности выразить их творческий потенциал и неадекватно оценивая их
успехи.
Стернберг также предположил, что значение наследственности для творчества существенно ниже,
чем для более стандартных аналитических способностей, потому что творчество требует наличия весь-
ма большого количества факторов, благоприятствующих его реализации.
В теории Стернберга интеллект не сводится к одному фактору, а состоит из множества когнитив-
ных и других навыков. Одаренность он определяет путем разного сочетания компонентов, т.е. с помо-
щью многофакторной психометрической модели. В его инвестиционной теории, включающей аналити-
ческую, синтетическую и практическую одаренность, дивергентность уступает место более сложному
по своей природе явлению – синтетической одаренности: умению видеть проблемы в новом свете, свя-
зи, невидимые для других людей; новое целое среди разрозненных и, на первый взгляд, несвязанных
частей. «Креативность не только способность, не только характеристика познавательной сферы, но и
жизненная установка» (Стернберг).
Концепция одаренности А. Танненбаума несет на себе отпечаток американского менталитета. Клас-
сификация одаренности в ней дается в зависимости от потребностей общества. Поэтому таланты делят-
ся на те, в которых общество испытывает дефицит (изобретательство), таланты избыточные (в области
искусства), таланты в норме (специализированные высококлассные навыки) и аномальные таланты (не-
признанные). Более того, это концепция скорее не одаренности, а условий ее реализации, т.е. не самого
феномена, а результата, достигнутого с его помощью.
Эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных людей
и шизофреников или людей с шизоидными симптомами. Причем сходство в мышлении прослеживает-
ся, прежде всего, по линии оригинальности. Х. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и
различные формы психопаталогии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт
личности – психотизме. Он утверждает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофре-
нии и криминальным формам поведения, а умеренный уровень – к высокой креативности.
Одно из ошибочных предположений, что главное в формировании творчески одаренной личности –
это научить ее нестандартному мышлению, умению генерировать оригинальные, необычные идеи. Этот
упор на необычный, ни у кого не встречающийся продукт, стимулируя фантазию, может тормозить раз-
витие самого мышления.
Мартиндейл утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации
известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию, креативное мышление способно уста-
навливать ассоциации между ранее не связанными идеями.
Человек как субъект индивидуального творчества – это отдельно взятая творческая личность, наде-
ленная многообразием творческих качеств и стремящаяся эти качества привести в движение, реализо-
вать в направлении от себя, преобразуя окружающий мир или внутрь себя, т.е. постоянно изменяя, со-
вершенствуя себя самого. Человеку, как целостной творческой личности и субъекту творчества, прису-
щи следующие стремления и состояния: быть энергичным, находчивым, изобретательным, честным,
прямым, непосредственным; опираться на факты, укладывая их в определенные закономерности; быть
ловким и стремиться к совершенствованию своего экспериментального мастерства; стремиться к само-
стоятельным открытиям, быть упорным, настойчивым и независимым; стремиться к сотрудничеству, к
самостоятельному развитию, духовному росту; доминирует желание сориентироваться в проблеме, бы-
стро приобретать новые знания, воспринимать новый опыт; стремление легко преодолевать ограниче-
ния, перегородки, составлять сложные структуры из элементов, анализировать их и производить ком-
бинации с ними; стремиться к самовыражению, подчеркиванию своего «Я», смелости и мужеству в
преодолении препятствий.
В психологии творчество, творческое мышление определяются как высший уровень умственной
деятельности. Важным звеном в изучении психологии творчества обладает концепция Я. А. Пономарева
о структурно-уровневой организации психологического механизма творчества с обозначением логиче-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »