Решение творческих профессиональных задач. Попов А.И. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

"Начался конкурс. Десять задач. Как решать?! Может, так: сначала одну: продумать, найти реше-
ние, оформить, потом вторуюСтоп, время кончилось. Нет, это непродуктивно. Может, использовать
метод, давно известный творческим работникамтрудную научную проблему, рукопись отложить на
некоторое время, и решение, или слова придут (иногда во сне). То есть использовать свое подсознание
ведь известно, что оно работает еще лучше сознания, особенно при решении нетривиальных задач. Но
как его запустить, заставить работать? Олимпиадаинтересная модель работы подсознания. Здесь по-
могает такая тактика. Быстро просмотреть все задачи, набросать рисунки к каждой, попробовать подоб-
рать подходы к решению (примерно полчаса). Часто в восьмидесяти процентах задачполный туман,
не видно, как решать, где здесь руководящая идея. Если задача простаяи решение сразу видното
лучше ее отложить, только оценить время, необходимое на оформление (примерно час, поэтому за час
до срока надо записать все решенные задачииначе не успетьи эта ситуация дисциплинирует, давая
навык оценки времени (все не успеть) и подтверждает общий принципчем-то жертвовать, чтобы спа-
сти целое). И только теперь стоит начать решать самую сложную задачуконечно, решение не нахо-
дится. Дойти до точки, где не видно путии взять другую задачу. Тут необходимо рассчитать силы, и,
как ни жалко, расстаться с теми задачами, решение которых вообще не просматриваетсяв крайнем
случае, останется время в концедосмотреть их. Время ограничено, его нельзя тратить зрятебя сюда
прислали не удовлетворять свое любопытство, а отстаивать честь своей родины, причем никто тебе об
этом не говорилзнаешь сам. Так пройдет примерно два часа. Все, тупик. Пора переключиться и
оформить решение простеньких задачна них не надо тратить умственной энергии, это обязательная
программа. А подсознание уже запущено и в это время кипит, работает. Через два с половинойтри
часа в нескольких задачах вдруг появляются идеи, становится прозрачным путь к решению. Ставим
проблему: так развить подсознание, чтобы оно успевало выявить решение не позднее трех часов после
начала обдумывания (кому они будут нужны на следующий день).
Через четыре часа после начала олимпиады может наступить усталость, и такая, что не хватит сил
записать уже решенные задачи. Поэтому к началу четвертого часа стоит перейти к оформлениюмо-
жет, больше ничего сегодня в голове и не появится".
ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Творческие задачи встречаются во всех областях знаний. В данной части пособия рассмотрены
творческие инженерные задачи, разработанные в ведущих вузах России и Белоруссии и предлагавшиеся
студентам на республиканских и региональных олимпиадах. Ряд задач имеет полное решение, другие
сопровождаются комментариями, представляющими результаты критического анализа условия про-
блемной ситуации и дивергентного мышления.
1 Типы специфичных творческих задач, характерных для олимпиад (на примере задач по
теоретической механике)
П р и м е р 1. Информационно перегруженные задачи
На вертикально выступающую из горизонтальной плоскости часть шпильки длиной l навернута од-
нородная гайка толщиной d и весом P. К гайке на расстоянии r от ее оси с помощью цилиндрического
шарнира присоединен однородный стержень АВ длиной b и весом Q, конец
которого опирается на гладкую горизонтальную плоскость. Расстояние между плоскостями равно b. Резьба
правая с постоянным шагом. Приняв, что при самоотвинчивании гайки в результате взаимодействия со