Введение в специальность. Олимпиадное движение как инструмент саморазвития бакалавра инноватики. Попов А.И - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

Наряду с правильным решением заданий и обстоятельных докладов по ним, перед командами также стоит
задача выбора правильной стратегии и тактики каждого этапа тура, и это способствует развитию креативных
способностей участников.
Подбор заданий для каждого тура, кроме 1, осуществляется по итогам каждого из 1 – 4 туров накануне
следующего из имеющейся базы задач, утверждённой методической комиссией. Это вызвано тем обстоятельст-
вом, что после 2 тура фактически определяются «лидеры» и «аутсайдеры», и неформально формируются 1 и 2
лиги.
Задания туров составляются с учётом того, чтобы дать командам шанс на победу в любой из лиг, а резуль-
таты жеребьёвки при помощи компьютера исключают возможность неинтересного матбоя первых по силе ко-
манд из «высшей» лиги с отстающими по количеству решённых задач и побед командами другой лиги.
Таким образом, матбой, проводимый по этим правилам, способствовал решению вопросов развития ли-
дерских качеств личности.
3. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ОЛИМПИАДАХ
3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ
Важнейшим фактором формирования Ваших профессиональных компетенций в олимпиадном движении
будет проблематизация содержания образования через процесс конструирования целостной системы профес-
сионально-ориентированных олимпиадных задач.
Как уже отмечалось, большинство учебных задач являются лишь слабым подобием реальных жизненных
процессов. В процессе профессиональной деятельности специалист, как правило, сталкивается с производст-
венными ситуациями, в которых действуют неопределённые, вероятностные условия, излишние, противоречи-
вые и недостающие данные, когда нужно принимать решения в экстремальных условиях ограничения времени
и (или) использования материальных и финансовых ресурсов. Производственные ситуации такого рода неиз-
бежно возникают в условиях рыночной экономики, в процессе освоения или разработки новых производствен-
ных технологий и оборудования. Разрешение таких производственных ситуаций является, по сути, творческим
процессом, требующим организации поиска и реализации решений в непривычных обстоятельствах или в усло-
виях отсутствия готового алгоритма решения производственной проблемы.
В основе же большинства олимпиадных задач находится профессионально-ориентированная проблемная
ситуация, характерная для сферы профессиональной деятельности. Олимпиадная задача в данном случае вос-
создаёт профессиональный контекст в виде двух взаимосвязанных аспектов: предметного, отражающего техно-
логию собственно трудовых процессов; социального, отражающего нормы отношений и социальных действий
членов трудового коллектива, а также их ценностную ориентацию, предполагает не только хорошее знание изу-
чаемой дисциплины и умения пользоваться этими знаниями, но и требует от обучающегося творческого акта,
т.е. построения некоторой неочевидной цепочки рассуждений, приводящей к созданию субъективно нового.
Олимпиадные задачи по ряду дисциплин не несут явно выраженного профессионального оттенка, а на-
правлены на формирование универсальных профессиональных компетенций (например, задачи по математике),
которые будут востребованы в профессиональной деятельности в разных сферах инновационной экономики.
В самом сочетании «творческая олимпиадная задача» заложено противоречие задача имеет строго опре-
делённые рамки организации деятельности и конечный результат, а творчество начинается там, где нет строгой
регламентации деятельности и определения её направления.
В качестве отличительного признака творческой задачи, по сравнению с нетворческой, можно рассматри-
вать наличие интуитивного мышления, скачка, озарения (инсайта), происходящего при решении творческой
задачи. Инсайт (генетическая интуиция) является способностью студента внезапно и невыводимо из его про-
шлого опыта найти оператор творческой задачи. Задача, решаемая в результате инсайта, даёт обучающемуся
возможность убедиться в собственной значимости и получить положительное эмоциональное переживание.
Также основным признаком творческой задачи является наличие определённого требования, выполнимого
на основе знания физических законов в отсутствие каких-либо прямых и косвенных указаний на те физические
явления, законами которых следует воспользоваться для выполнения этого требования.
Творческие олимпиадные задачи весьма разнообразны по содержанию и форме, но все они включают в се-
бя:
Предметную область совокупность фиксированных и предполагаемых объектов разного характера, о
которых явно или неявно идёт речь в задаче.
Отношения, которыми связаны объекты предметной области.
Требование или вопросуказание о цели задачи.
Оператор задачи совокупность тех действий, которые надо произвести над условиями задачи, чтобы
выполнить её требование. Решение задачи и состоит в том, чтобы найти оператор.
В олимпиадном движении возможно использование различных типов творческих задач, нацеленных на
формирование определённых составляющих творческих компетенций.
На основании обобщения различных подходов к классификации творческих задач и в связи с их использо-
ванием для развития творческих способностей личности, мы считаем целесообразным дать укрупнённую клас-