Введение в специальность. Олимпиадное движение как инструмент саморазвития бакалавра инноватики. Попов А.И - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

3.2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ОЛИМПИАДАХ
Решая творческие олимпиадные задачи, Вы преобразуете логическую форму научного знания в деятельно-
стную форму, выходя на креативный уровень интеллектуальной активности, при котором «найденная законо-
мерность при решении задачи не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы и
подвергается доказательству путём поиска её исходного генетического основания» (Д.Б. Богоявленская).
При этом Вы проходите несколько фаз творческого процесса. Первая фаза (сознательная работа) подго-
товка особое деятельностное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного «озарения» новой идеей;
вторая фаза (бессознательная работа над проблемой) инкубация направляющей идеи; третья (переход бессоз-
нательного в сознание) вдохновение, в результате бессознательной работы в сферу сознания проникает идея
решения (например, открытия, изобретения, создания нового в литературе, искусстве и т.д.), но сначала в виде
гипотезы, принципа, замысла; четвёртая фаза (сознательная работа) развитие идеи, её окончательное оформ-
ление и проверка.
«Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс» (С.Л. Рубинштейн).
Следствием установки на преодоление препятствий и решение проблемной ситуации является возникновение
активной мыслительной деятельности.
Результаты мыслительного анализа проблемной ситуации Вы излагаете на каком-то языке (естественном
или искусственном), тем самым возникает знаковая модель проблемной ситуации задача. Естественно, что
задача как модель отражает лишь некоторые стороны моделируемой проблемной ситуации. Последняя всегда
богаче своей знаковой модели, хотя в структурном отношении они подобны. На следующем этапе деятельности
Вы решаете сформулированную задачу (или организуете решение с помощью других людей), доказываете ис-
тинность её решения, компетентность и качество предпринятых при этом действий и поступков.
В случае, когда задача поступает извне в уже готовом сформированном виде, процесс мышления начина-
ется с этапа субъективной трансформации задачи, что проявляется через стремление субъекта переформулиро-
вать её по-своему, создать свою задачу, являющуюся как бы субъективной моделью полученной.
Остановимся подробнее на изучении механизма творческой работы. Энгильмейер П.К. подчёркивал, что в
процессе размышления над задачей изобретателю как «откровение» приходит в голову конкретный путь её ре-
шения. Однако ссылка на характерный для внезапного решения интуитивный проблеск новой идеи в виде «оза-
рения» никак не раскрывает самого анализа того процесса, который приводит к решению. Для психологическо-
го анализа важен не сам по себе факт «озарения», а не сразу раскрывающиеся обстоятельства, которые опосре-
дуют и предвосхищают искомое решение. Такое предвосхищение вначале может быть лишь приблизительным,
но именно оно как бы проторяет путь к выявлению особенностей мыслительного поиска, лежащего в основе
достигаемого решения. Детерминированный процесс решения происходит не сразу, а постепенно, в виде кон-
кретных стадий, в проявлении которых раскрываются новые условия его осуществления. Брушлинский А.В.
вполне справедливо обращает особое внимание на то, что только в ходе самого мышления создаются внутрен-
ние условия для его дальнейшего развития, которые в свою очередь обеспечивают новые шаги мышления. С
позиции учёта такой детерминированной природы мышления А.В. Брушлинский отмечает: «Неизвестное не
есть какая-то "абсолютная пустота", с которой вообще невозможно оперировать. Оно с самого начала включает
в "сеть" отношений между различными элементами (условиями) задачи, и только исходя из таких отношений
его и можно искать». Эта включённость неизвестного в определённую «сеть» отношений между различными
элементами задачи требует преобразования этих изначально сложившихся отношений, т.е. требует достаточно-
го глубокого и разностороннего преобразования, точнее, переформулирования всего структурно-
компонентного состава задачи.
В настоящее время всё большую актуальность приобретает мысль о том, как наряду с выработкой у обу-
чающихся умений решать уже готовые, чётко сформулированные учебные задачи, помочь им самостоятельно
усматривать, выявлять и ставить новую задачу, вычленяя её из сложных (или даже противоречивых) обстоя-
тельств реальной действительности. Важным этапом Вашей подготовки к инновационной деятельности являет-
ся формирование умения формулирования проблемы, приобретаемое, в том числе и при подготовке Вами своих
собственных творческих задач. На занятиях в олимпиадных микрогруппах Вы, используя полученные знания во
время прохождения производственных практик и на занятиях в отделениях профилирующих кафедр на пред-
приятиях и организациях, сами усматриваете в реальном секторе экономики и научных исследованиях про-
блемные ситуации, требующие творческого подхода к их решению; сами определяете цель исследования, ос-
новные структурные элементы изучаемого объекта и их взаимосвязи, ограничения, накладываемые внешней
средой на возможные решения, сами формулируете задачу и информируют о ней других членов коллектива.
Эффективное нахождение решения поставленной задачи возможно при сформированном умении мыслить
по ходу решения возникшей задачи, что, с одной стороны, заключается в умении воспроизвести и сохранить
имеющуюся систему знаний и действий, которая предписывается этими знаниями, с другой, быть способными
преобразовать и построить принципиально новую систему, зависящую, прежде всего, от постепенно раскры-
вающихся и преобразующихся вопросов и целей задачи.
Рассмотрим некоторые особенности решения творческих олимпиадных задач. Сталкиваясь с задачей, тре-
бующей творческого подхода, прежде всего, необходимо попытаться отнестись к ней, как к наиболее изучен-