Если Ваш студент - иностранец (в помощь преподавателям, работающим с иностранными студентами). Попова И.М. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

ЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОР
УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Л.В. АРХИПОВА
§ 1. АРАБЫ
СУЩЕСТВУЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕАРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРОЯВ-
ЛЯЮЩИЕСЯ В БЫТЕ, ТРАДИЦИЯХ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ АРАБОВ, БЕЗ ЗНАНИЯ КОТОРЫХ
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И НОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С АРАБАМИ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО.
Льюис Р.Д., британский культуролог, основную причину неудач в общении между европейцами и
арабами сформулировал так: «На Западе и в арабских странах существует совершенно различное пред-
ставление о том, что такое добро и зло, правильно и неправильно, логично и нелогично, приемлемо и
неприемлемо. Они живут в совершенно разных мирах, каждый из которых организован по-своему...»
Поэтому совершенно очевидно, что без знания азов арабского этикета трудно наладить отношения с
арабской аудиторией. Речевые формулы приветствия, прощания, благодарности, извинения, жесты, по-
зы участников речевого акта служат часто причиной непонимания сторон. Неверное толкование чуж-
дых обычаев также часто приводит к непониманию. Так, египтяне после удачной шутки протягивают
собеседнику ладонь, по которой тот хлопает своей ладонью, в то время как у русских протянутая рука
воспринимается как намерение попрощаться, и они начинают ее пожимать, вызывая недоумение у собе-
седника. Приглашенного гостя арабы обязательно встретят у входа, но в дверь комнаты пройдут первы-
ми.
Таким образом, национальный характер арабов проявляется в определенном этикетном ритуале.
Современный этикет в арабском мире испытывает, прежде всего, влияние ислама государственной
религии в большинстве арабских стран. Каждое действие любого мусульманина теоретически строго
регламентируется Кораном. Коран как Божественное слово играет важную роль в становлении отноше-
ний человека к окружающим его людям и миру в целом, в формировании норм поведения и общения, а
ислам пронизывает все сферы человеческой жизни.
Личность на Востоке подчинена интересам семьи, рода. Арабская семья, как правило, представляет
собой большую группу, объединенную родственными связями. Во главе семьи находятся родители,
старшие рода. Семья включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Нередко, осо-
бенно в деревне, они вместе и живут, совместно ведут хозяйство. Семья основана на власти мужа гла-
вы семейства. Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения между отцом и
сыновьями. Покорность и почитание старших главное достоинство юноши. Сын считается мудрым,
если следует советам старших. Почитание власти, уважение силы традиционный образ отношений
между народом и ее лидером в арабском мире. Семейные отношения и семейные традиции это тот
стержень, который пронизывает все общество. Семья у арабов находится на первом месте. Обучаю-
щиеся в России арабы сравнительно долго первое время не могут абстрагироваться от семьи, и любая
негативная весть из дома может послужить причиной их замкнутости и уныния.
Мусульманская религия, которая регламентирует практически все стороны жизни людей, укрепила
в сознании арабов неверие в свои личные преобразовательные возможности, выработала покорность и
смирение. «Инталла» («Все в руках Аллаха») дежурная фраза, сопровождающая любое действие ара-
ба. В случае неудачи они говорят: «Так было угодно Аллаху».
У арабов обнаруживается покорная готовность к труду, но они не отличаются трудолюбием. Труд у
них не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и точностью в работе. Для большинства из
них досуг и отдых важнее результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе
студент может отсутствовать на занятии потому, что сегодня там, на родине, у его дяди день рожде-
ния или свадьба у брата; такие важные события они не могут пропустить, а потому должны хорошо к
ним подготовиться.
Арабы необычайно жизнелюбивы, у них развито чувство юмора, они умеют забывать обиды. Арабы
люди экспансивные и горячие. Им свойствен буйный характер поступков. Действия их сопровожда-
ются импульсивностью, порывистостью, несдержанностью в проявлении чувств и эмоций. Но гнев их
быстро проходит, а ссора быстро затихает. Между собой спорящие арабы практически никогда не де-