Культурология. Попова Е.В - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
1.2. Культурологические концепции марксизма, философии
жизни, неокантианства. Развитие отечественной
культурологической мысли
1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании
культуры. Культурологические концепции Ф. Ницше,
О. Шпенглера и П. Сорокина. Неокантианство
онцепция ценностей Баденской школы)
Марксистское понимание культуры основывается на двух клю-
чевых идеях: диалектическом подходе к истолкованию культуры
и материалистическом понимании ее генезиса, сущности и места
в современном обществе. Основополагающим для материалистиче-
ского истолкования культуры является признание ее непосредствен-
ной связи с практической деятельностью человека. Марксизм считает
недопустимым отождествление культуры со «сферой производства
сознания», т. е. с областью религиозного, нравственного, правового,
художественного, философско-теоретического сознания. В марксизме
устанавливается генетическая связь культуры с человеческим трудом,
с производством материальных благ как определяющим видом чело-
веческого труда, ибо именно в процессе трудовой материально-произ-
водственной деятельности люди творчески преобразуют мир, исходя
из своих потребностей и интересов.
Диалектический подход к пониманию культуры реализуется
в марксизме в требовании рассматривать культуру не как совокуп-
ность готовых продуктов и результатов человеческой деятельности,
а как внутренне противоречивый непрерывный процесс, в котором
органически взаимосвязаны две стороны: живая человеческая дея-
тельность, внутренне богатая и многогранная, в ходе которой созда-
ются определенные культурные ценности, и сами эти ценности, осва-
иваемые и используемые в интересах данного социума как воплоще-
ния прошлой деятельности.
Ф. Ницше (18441900), немецкий философ и поэт, в своем сочи-
нении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) развивает идею
типологии культуры. Сопоставляя два начала бытия и культуры
«дионисийское» («жизненное», оргаистически-буйное и трагическое)
и «аполлоновское» (созерцательное, логически членящее, односто-
ронне интеллектуальное), Ницше видит идеал в достижении равнове-
1.2. Культурологические концепции марксизма, философии
       жизни, неокантианства. Развитие отечественной
                 культурологической мысли

 1.2.1. Методологические установки марксизма в понимании
     культуры. Культурологические концепции Ф. Ницше,
         О. Шпенглера и П. Сорокина. Неокантианство
           (концепция ценностей Баденской школы)
      Марксистское понимание культуры основывается на двух клю-
чевых идеях: диалектическом подходе к истолкованию культуры
и материалистическом понимании ее генезиса, сущности и места
в современном обществе. Основополагающим для материалистиче-
ского истолкования культуры является признание ее непосредствен-
ной связи с практической деятельностью человека. Марксизм считает
недопустимым отождествление культуры со «сферой производства
сознания», т. е. с областью религиозного, нравственного, правового,
художественного, философско-теоретического сознания. В марксизме
устанавливается генетическая связь культуры с человеческим трудом,
с производством материальных благ как определяющим видом чело-
веческого труда, ибо именно в процессе трудовой материально-произ-
водственной деятельности люди творчески преобразуют мир, исходя
из своих потребностей и интересов.
      Диалектический подход к пониманию культуры реализуется
в марксизме в требовании рассматривать культуру не как совокуп-
ность готовых продуктов и результатов человеческой деятельности,
а как внутренне противоречивый непрерывный процесс, в котором
органически взаимосвязаны две стороны: живая человеческая дея-
тельность, внутренне богатая и многогранная, в ходе которой созда-
ются определенные культурные ценности, и сами эти ценности, осва-
иваемые и используемые в интересах данного социума как воплоще-
ния прошлой деятельности.
      Ф. Ницше (1844–1900), немецкий философ и поэт, в своем сочи-
нении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) развивает идею
типологии культуры. Сопоставляя два начала бытия и культуры –
«дионисийское» («жизненное», оргаистически-буйное и трагическое)
и «аполлоновское» (созерцательное, логически членящее, односто-
ронне интеллектуальное), Ницше видит идеал в достижении равнове-
                                13