Культурология. Попова Е.В - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

15
лософии как науки о ценностях, делили науки на науки о природе (ес-
тествознание) и науки о культуре (исторические науки). Так, по мне-
нию Риккерта, философия представляет собой науку о ценностях, ко-
торые образуют совершенно самостоятельное пространство, лежащее
по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла.
Г. Риккерт выделил шесть областей «ценностей», осознание которых
человеком и составляет культуру. Это сферы логики, эстетики, мис-
тики, этики, эротики, религии с соответствующими им типами ценно-
стей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, сча-
стье, личная святость).
Согласно В. Виндельбанду, ценности априорны, трансценден-
тальны, общезначимы; он различал логические, этические, эстетиче-
ские и религиозные ценности, трактуя их как восходящие ступени осво-
ения человеком культуры. Дуализм мира действительности и мира
ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) Виндельбанд объ-
являл «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего
познания и устремляющей нас в сферу религиозных ценностей.
1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли
Известна прежде всего культурологическая модель Н. Я. Дани-
левского (18221885). Данилевский автор оригинальной концепции
культуры, изложенной им в книге «Россия и Европа». В основе этой
концепции лежит идея обособленных, локальных «культурно-истори-
ческих типов». Если обратиться к биологической аналогии, культур-
но-исторический тип можно уподобить растению. Пальма не может
расти на воронежском черноземе, а береза в африканской саванне.
Как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят
естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибе-
ли. Культурно-исторический тип эволюционизирует от этнографиче-
ского состояния к государственному и от него к цивилизации. Дани-
левский выделил десять культурно-исторических типов: 1) египет-
ский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (или хал-
дейский, или древнесемитический), 4) индийский, 5) иранский, 6) ев-
рейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравий-
ский, 10) германо-романский. К ним, по Данилевскому, можно при-
числить два американских типа мексиканский и перуанский, кото-
рые погибли насильственной смертью, не успев совершить своего
лософии как науки о ценностях, делили науки на науки о природе (ес-
тествознание) и науки о культуре (исторические науки). Так, по мне-
нию Риккерта, философия представляет собой науку о ценностях, ко-
торые образуют совершенно самостоятельное пространство, лежащее
по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла.
Г. Риккерт выделил шесть областей «ценностей», осознание которых
человеком и составляет культуру. Это сферы логики, эстетики, мис-
тики, этики, эротики, религии с соответствующими им типами ценно-
стей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, сча-
стье, личная святость).
      Согласно В. Виндельбанду, ценности априорны, трансценден-
тальны, общезначимы; он различал логические, этические, эстетиче-
ские и религиозные ценности, трактуя их как восходящие ступени осво-
ения человеком культуры. Дуализм мира действительности и мира
ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) Виндельбанд объ-
являл «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего
познания и устремляющей нас в сферу религиозных ценностей.

 1.2.2. Развитие отечественной культурологической мысли

     Известна прежде всего культурологическая модель Н. Я. Дани-
левского (1822–1885). Данилевский – автор оригинальной концепции
культуры, изложенной им в книге «Россия и Европа». В основе этой
концепции лежит идея обособленных, локальных «культурно-истори-
ческих типов». Если обратиться к биологической аналогии, культур-
но-исторический тип можно уподобить растению. Пальма не может
расти на воронежском черноземе, а береза – в африканской саванне.
Как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят
естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибе-
ли. Культурно-исторический тип эволюционизирует от этнографиче-
ского состояния к государственному и от него к цивилизации. Дани-
левский выделил десять культурно-исторических типов: 1) египет-
ский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (или хал-
дейский, или древнесемитический), 4) индийский, 5) иранский, 6) ев-
рейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравий-
ский, 10) германо-романский. К ним, по Данилевскому, можно при-
числить два американских типа – мексиканский и перуанский, кото-
рые погибли насильственной смертью, не успев совершить своего
                                15