ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
17
теризовать культурно-исторические типы: еврейский, греческий
и римский – именем типов одноосновных»
1
. Европейский, или герма-
но-романский, тип культуры Данилевский квалифицирует как двуоос-
новный политико-культурный тип с преимущественно научным и про-
мышленным характером культуры. В заключение своей работы Н. Я. Да-
нилевский выражает надежду, что славянский тип будет первым пол-
ным четырехосновным культурно-историческим типом
2
.
Концепция культуры русского символизма разрабатывалась
И. Анненским, А. Белым, А. Блоком, Вяч. Ивановым и др. Для симво-
листов мир культуры – это мир символов, соединяющих отвлеченные
идеи о вечных духовных ценностях с конкретностью выразительного
художественного образа. По мнению символистов, прежняя культура
исчерпала себя, но конец цикла мировой истории – это не предвестие
торжества хаоса, а символ грядущего преображения мира, нового бо-
гоявления, преддверие новой жизни и Вечности. Эти эсхатологиче-
ские идеи и чаяния русских символистов, их надежда на духовное
возрождение человечества восходили к философии и поэзии Вл. Со-
ловьева, последователями которого провозгласили себя «младшие»
символисты. А. Белый считал декадентами тех, кто себя ощущал над
провалом культуры без возможности «перепрыга». В отличие от не
способных к полету над бездной «младосимволисты»-«соловьевцы»
выдвинули программу активного социального творчества, преобразо-
вания в художественном акте мира. Для них художник не только тво-
рец образов, но и демиург, создающий миры. Новое искусство в осно-
ве своей религиозно, это теургия – магия, с помощью которой можно
изменить ход событий, «заклясть хаос», подчинить себе при помощи
слов. Высшая цель символизма – это цель культуры – сотворение но-
вого человека.
Экзистенциальное понимание культуры предложил Н. А. Бердя-
ев. Он акцентировал внимание на личностном характере существова-
ния культуры, ибо вне человека, обладающего правом на духовную
свободу и независимость от общества, культуры нет. По Бердяеву,
культура – это экзистенция, сущность, явленная в конкретике инди-
видуального существования, а ее основными ценностями выступают
1
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. С. 476.
2
Там же. С. 508.
теризовать культурно-исторические типы: еврейский, греческий и римский – именем типов одноосновных»1. Европейский, или герма- но-романский, тип культуры Данилевский квалифицирует как двуоос- новный политико-культурный тип с преимущественно научным и про- мышленным характером культуры. В заключение своей работы Н. Я. Да- нилевский выражает надежду, что славянский тип будет первым пол- ным четырехосновным культурно-историческим типом2. Концепция культуры русского символизма разрабатывалась И. Анненским, А. Белым, А. Блоком, Вяч. Ивановым и др. Для симво- листов мир культуры – это мир символов, соединяющих отвлеченные идеи о вечных духовных ценностях с конкретностью выразительного художественного образа. По мнению символистов, прежняя культура исчерпала себя, но конец цикла мировой истории – это не предвестие торжества хаоса, а символ грядущего преображения мира, нового бо- гоявления, преддверие новой жизни и Вечности. Эти эсхатологиче- ские идеи и чаяния русских символистов, их надежда на духовное возрождение человечества восходили к философии и поэзии Вл. Со- ловьева, последователями которого провозгласили себя «младшие» символисты. А. Белый считал декадентами тех, кто себя ощущал над провалом культуры без возможности «перепрыга». В отличие от не способных к полету над бездной «младосимволисты»-«соловьевцы» выдвинули программу активного социального творчества, преобразо- вания в художественном акте мира. Для них художник не только тво- рец образов, но и демиург, создающий миры. Новое искусство в осно- ве своей религиозно, это теургия – магия, с помощью которой можно изменить ход событий, «заклясть хаос», подчинить себе при помощи слов. Высшая цель символизма – это цель культуры – сотворение но- вого человека. Экзистенциальное понимание культуры предложил Н. А. Бердя- ев. Он акцентировал внимание на личностном характере существова- ния культуры, ибо вне человека, обладающего правом на духовную свободу и независимость от общества, культуры нет. По Бердяеву, культура – это экзистенция, сущность, явленная в конкретике инди- видуального существования, а ее основными ценностями выступают 1 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. С. 476. 2 Там же. С. 508. 17
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- …
- следующая ›
- последняя »