Культурология. Попова Е.В - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
свобода, личное достоинство, творчество и духовность. Будучи рели-
гиозным философом, Бердяев полагал, что только религиозное преоб-
ражение жизни выведет культуру из кризиса, связанного с вытеснени-
ем культуры цивилизацией.
1.3. Культурология в системе современного философского
знания. Современные культурологические концепции
1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры
Становление культурологии как особой сферы гуманитарного
знания происходило в тесной связи с развитием философии культуры
в конце XIX второй половине XX в. В это время сложились запад-
ноевропейская концепция игровой культуры (Г. Гессе, Х. Ортега-
и-Гассет, Й. Хейзинга), психоаналитическая концепция культуры
(З. Фрейд, К. Юнг), культурологические концепции в контексте фено-
менологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), структурализма и постмодерниз-
ма (Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко).
Й. Хейзинга (18721945) в своей работе «Homo ludens» («Чело-
век играющий») развивает мысль о том, что игра старше культуры
и не только предшествует ей, но и творит культуру. По мысли Хей-
зинги, далеко не всякая игра выступает в качестве культуросозидаю-
щего начала. Подлинная культура требует «благородной игры», бази-
рующейся на гуманистических ценностях закона, порядка, благород-
ства, чести, порядочности, свободы, бескорыстия, гармонии и целост-
ности личности. Рассматривая различные культурно-исторические
эпохи, мыслитель приходит к выводу об убывании игрового элемента
в культуре. Это убывание игры началось в XVIII в. и фактически за-
кончилось к XIX в., когда обществом завладела трезвая, прозаическая
идея пользы: рационализм и утилитаризм убили таинство, провозгла-
сив человека свободным от вины и греха. Труд и производство в каче-
стве утилитарно-практической деятельности становятся идеалом
и даже идолом. В этих условиях культура намного меньше «играет-
ся», чем в предшествующие периоды исторического развития. Анали-
зируя современное сознание, Й. Хейзинга вводит понятие «пуели-
ризм» как отражение реальности, противоположной игровому созна-
нию. В основе пуелиризма путаница игры и серьезного. Труд, долг
и сама жизнь не воспринимаются современным человеком серьезно;
свобода, личное достоинство, творчество и духовность. Будучи рели-
гиозным философом, Бердяев полагал, что только религиозное преоб-
ражение жизни выведет культуру из кризиса, связанного с вытеснени-
ем культуры цивилизацией.

1.3. Культурология в системе современного философского
   знания. Современные культурологические концепции

   1.3.1. Западноевропейская концепция игровой культуры

      Становление культурологии как особой сферы гуманитарного
знания происходило в тесной связи с развитием философии культуры
в конце XIX – второй половине XX в. В это время сложились запад-
ноевропейская концепция игровой культуры (Г. Гессе, Х. Ортега-
и-Гассет, Й. Хейзинга), психоаналитическая концепция культуры
(З. Фрейд, К. Юнг), культурологические концепции в контексте фено-
менологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), структурализма и постмодерниз-
ма (Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко).
      Й. Хейзинга (1872–1945) в своей работе «Homo ludens» («Чело-
век играющий») развивает мысль о том, что игра старше культуры
и не только предшествует ей, но и творит культуру. По мысли Хей-
зинги, далеко не всякая игра выступает в качестве культуросозидаю-
щего начала. Подлинная культура требует «благородной игры», бази-
рующейся на гуманистических ценностях закона, порядка, благород-
ства, чести, порядочности, свободы, бескорыстия, гармонии и целост-
ности личности. Рассматривая различные культурно-исторические
эпохи, мыслитель приходит к выводу об убывании игрового элемента
в культуре. Это убывание игры началось в XVIII в. и фактически за-
кончилось к XIX в., когда обществом завладела трезвая, прозаическая
идея пользы: рационализм и утилитаризм убили таинство, провозгла-
сив человека свободным от вины и греха. Труд и производство в каче-
стве утилитарно-практической деятельности становятся идеалом
и даже идолом. В этих условиях культура намного меньше «играет-
ся», чем в предшествующие периоды исторического развития. Анали-
зируя современное сознание, Й. Хейзинга вводит понятие «пуели-
ризм» как отражение реальности, противоположной игровому созна-
нию. В основе пуелиризма – путаница игры и серьезного. Труд, долг
и сама жизнь не воспринимаются современным человеком серьезно;
                                 18